Педагогічна граматика як фреймове поняття для досліджень у галузі методики навчання іноземних мов. Частина 10. Вплив формального навчання на засвоєння іноземної мови

  • L. Chernovaty професор кафедри перекладознавства імені Миколи Лукаша факультету іноземних мов Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна http://orcid.org/0000-0003-3411-9408
Ключові слова: засвоєння, іноземна мова, свідомість, учіння, формальне навчання

Анотація

Актуальность данного исследования объясняется необходимостью поиска путей повышения эффективности процесса формирования иноязычных грамматических навыков с учетом закономерностей этого процесса, а его цель – установление роли формального обучения в нем. Исходя из анализа экспериментальных данных относительно влияния монитора на последовательность усвоения иноязычных грамматических структур, с одной стороны, а также скорость и качество усвоения иностранного языка, с другой, предлагается вывод о том, что эти результаты имеют противоречивый или, во всяком случае, неоднозначный характер. Автор объясняет это тем, что большинство упомянутых экспериментов проводились в странах, где учащиеся могли общаться на изучаемом языке вне класса. Таким образом, невозможно отделить приращение компетентности, которое произошло в результате формального обучения (т.е. «научения», по терминологии С. Крашена), от  происшедшего в результате общения в языковой среде вне класса (т.е. «усвоения»). Автор предполагает, что в экспериментах, которые показали невысокую эффективность формального обучения по сравнению с усвоением вне класса в языковой среде, испытуемые просто гораздо больше упражнялись вне класса, чем на занятиях. А в экспериментах, которые показали преимущество формального обучения, ситуация могла быть обратной. Автор считает основным недостатком этих исследований отсутствие информации о деятельности испытуемых вне класса. Эта информация важна, т.к. одни испытуемые могли интенсивно общаться с носителями языка, совершенствуя свое владение им, а другие, в силу обстоятельств или личностных характеристик (тревожность и т.п.), могли вообще не вступать в такое общение. Это может быть побочной переменной, которая повлияла на результаты. Кроме того, некоторые испытуемые могли самостоятельно изучать правила грамматики за пределами класса, дополняя собственные механизмы «усвоения» механизмами «научения». Автор предлагает перечень других потенциальных побочных переменных (мотивация, тревожность, отношение, способности, аналитические склонности, знание структуры языка) и очерчивает перспективы дальнейшего исследования.

Завантаження

##plugins.generic.usageStats.noStats##

Посилання

Chernovaty, L. (1999). Osnovy teorii pedagogicheskoi grammatiki inostrannogo yazyka [The Basics of the Foreign Language Pedagogical Grammar Theory]. Doctor of Sciences thesis. Kharkiv: V.N.Karazin Kharkiv National University [in Russian].

Briere, E. (1978). Variables affecting native Mexican children’s learning Spanish as a second language. Language Learning, vol. 28(1), pp. 159–174 [in English].

Carroll, J. (1967).Foreign language proficiency levels trained by language majors near graduation from college. Foreign Language Annals, vol. 1(2), pp. 131–151 [in English].

Chihara, T. and Oller, J. (1978). Attitudes and attained proficiency in EFL: a sociolinguistic study of adult Japanese speakers. Language Learning, vol. 28(1), pp. 55–68 [in English].

Dulay, H., Burt, M. and Krashen, S. (1982). Language Two. New York: Oxford Univ. Press [in English].

Ellis, R. (1989). Understanding Second Language Acquisition. London: Oxford Univ. Press [in English].

Fathman, A. (1978). ESL and EFL learning: similar or dissimilar? In: C. Blatchford and J. Schachter (Eds.). On TESOL’78: EFL Policies, Programs, Practices. Washington, D.C.: TESOL, pp. 48–56.

Fathman, A. (1975). Language background, age and the order of acquisition of English structures. In: M. Burt, H. Dulay (Eds.). New Direction in Second Language Learning, Teaching and Bilingual Education. Washington, D.C.: TESOL, pp. 33–43 [in English].

Fathman, A. (1976). Variables affecting the successful learning of English as a second language. TESOL Quarterly, vol. 10(4), pp. 433–441 [in English].

Felix, S. (1981). The effect of formal instruction on second language acquisition. Language Learning, vol. 31(1), pp. 87–112 [in English].

Fujino, H. (2019). L2 learners’ perceptions of grammar: the case of JFL learners in the UK. The Language Learning Journal [in English]. DOI: 10.1080/09571736.2019.1578399. Published Online: 01 Mar 2019.

Gholami, L. and Gholami, J. (2020). Uptake in incidental focus-on-form episodes concerning formulaic language in advanced adult EFL classes. Language Teaching Research, vol. 24 (2), pp. 189–219 [in English]. DOI: https:/doi.org/10.1177/1362168818783442.

Hale T. and Budar E. (1970). Are TESOL classes the only answer? Modern Language Journal, vol. 54(7), pp. 487–492 [in English].

Hernández, T.A. (2011). Re-examining the role of explicit instruction and input flood on the acquisition of Spanish discourse markers. Language Teaching Research, vol. 15(2), pp. 159–182 [in English]. DOI: https://doi.org/10.1177/1362168810388694.

Krashen, S. (1981). Second Language Acquisition and Second Language Learning. Cambridge: Prentice Hall [in English].

Krashen, S., Jones, C., Zelinaky, S., Usprich, C. (1978). How important is instruction? ELT Journal, N. 32, pp. 257–261 [in English].

Krashen, S. and Seliger, H. (1976). The role of formal and informal linguistic environments in adult second language learning. International Journal of Psycholinguistics, N 3, pp. 15–21 [in English].

Krashen, S., Seliger, H.and Hartnett, D. (1974). Two studies in second language learning. Kritikon Literarum, vol. 2(3), pp. 220–228 [in English].

Leow, R.P. (2018). ISLA: How implicit or how explicit should it be? Theoretical, empirical, and pedagogical/curricular issues. Language Teaching Research, vol. 23, N 4. P. 476–493 [in English]. DOI: https://doi.org/10.1177/1362168818776674.

Liamkina, O. and Ryshina-Pankova, M. (2012). Grammar Dilemma: Teaching Grammar as a Resource for Making Meaning. The Modern Language Journal, vol. 96 (2), pp. 270–289 [in English]. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1540-781.2012.01333_1.x.

Lightbown, P. (1983). Exploring relationships between developmental and instructional sequences in L2 acquisition. In: Seliger M., Long M. (eds.). Classroom Oriented Research in Second Language Acquisition. Rowley, Mass.: Newbury House, pp. 82–91 [in English].

Lightbown, P., Spada, N. and Wallace, R. (1980). Some effects of instruction on child and adolescent ESL learners. In: Scarcella, R. and S. Krashen (Eds.). Research in Second Language Acquisition. Rowley, Mass.: Newbury House, pp. 68–81 [in English].

Liviero, S. (2017). Grammar teaching in secondary school foreign language learning in England: teachers’ reported beliefs and observed practices. The Language Learning Journal, vol. 45 (1), pp. 26–50 [in English]. DOI: 10.1080/09571736.2016.1263677.

Makino, T. (1979). English morpheme acquisition order of Japanese secondary school students. Abstract of PhD Dissertation. TESOL Quarterly, N 13, p. 428 [in English].

Marsden, H. and Slabakova, R. (2017). Grammatical meaning and the second language classroom: Introduction. Language Teaching Research, vol. 23(2), pp. 147–157 [in English]. DOI: https://doi.org/ 10.1177/1362168817752718.

Mason, C. (1971). The relevance of intensive training in English as a foreign language for university students. Language Learning, vol. 21(2), pp. 197–204 [in English].

Mei-Hsing, T. (2018). The effects of explicit instruction on L2 learners’ acquisition of verb–noun collocations. Language Teaching Research, vol. 24(2), pp. 138–146 [in English]. DOI: https://doi.org/10.1177/1362168818795188.

Perkins, K. and Larsen-Freeman, D. (1975). The effect of formal language instruction on the order of morpheme acquisition. Language Learning, vol. 25(2), pp. 237–243 [in English].

Pica, T. (1983). Adult acquisition of English as a second language under different conditions of exposure. Language Learning, vol. 33(4), pp. 465–497 [in English].

Schumann, J. (1978). The Pidginization Process: A Model for Second Language Acquisition. Rowley, Mass.: Newbury Press [in English].

Umeda, M., Snape, N., Yusa, N. and Wiltshier, J. (2017). The long-term effect of explicit instruction on learners’ knowledge on English articles. Language Teaching Research, vol. 23(2), pp. 179–199 [in English]. DOI: https://doi.org/10.1177/1362168817739648

Upshur, J. (1968). Four experiments on the relation between foreign language teaching and learning. Language Learning, vol. 18, NN 1–2, pp. 111–124.

Опубліковано
2021-06-08
Як цитувати
Chernovaty, L. (2021). Педагогічна граматика як фреймове поняття для досліджень у галузі методики навчання іноземних мов. Частина 10. Вплив формального навчання на засвоєння іноземної мови. Викладання мов у вищих навчальних закладах освіти на сучасному етапі. Міжпредметні зв’язки, (38), 251-265. https://doi.org/10.26565/2073-4379-2021-38-16