Особистісний складник лінгвосоціокультурної компетентності китайських студентів-русистів

Ключові слова: китайські студенти-русисти, лінгвістичний та екстралінгвістичний рівні, лінгвосоціокультурна компетентність, лінгвосоціокультурний корпус, російська мова

Анотація

Статтю присвячено аналізу методичних особливостей особистісно орієнтованого та національно орієнтованого навчання російської мови китайських студентів-русистів. Проаналізовано аксіологічний, стратегічний, акмеологічний напрями формування лінгвосоціокультурної компетентності китайських студентів. Виокремлено лінгвістичний та екстралінгвістичний рівні компетентності. Лінгвістичний рівень складає лінгвосоціокультурний корпус мовних одиниць різних рівнів, що містить три блоки: лінгвоаксіологічний, лінгвостратегічний, лінгвоакмеологічний. Екстралінгвістичний рівень формують відповідні блоки вмінь оперування такими одиницями.

Завантаження

##plugins.generic.usageStats.noStats##

Посилання

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: ИКАР, 2009. 448 с.

Балыхина Т.М., Юйцзян Чжао. От методики к этнометодике. Обучение китайцев русскому языку: Проблемы и пути их преодоления. Москва: РУДН, 2010. 344 с.

Бердичевский А.Л. Диалог культур: что дальше? Мир русского слова. 2005. № 1–2. С. 17–24.

Бобрышева И.Е. Модель коррекции заданий и упражнений с учётом культурно-типологических стилей учебно-познавательной деятельности. Русский язык за рубежом. 2004. № 1. С. 38–48.

Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. Педагогика. 1997. № 4. С. 11–17.

Быкова О.П. Обучение русскому языку как иностранному в иноязычной среде. Москва: Русский язык. Курсы, 2014. 200 с.

Вагнер В.Н. Специфика учебника русского языка, ориентированного на учащихся определённой национальности. Русский язык за рубежом. 1980. № 6. С. 46–49.

Вагнер В.Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим на основе межъязыкового сопоставительного анализа. Москва: Владос, 2001. 384 с.

Владимирова Т.Е. Призванные в общение: Русский дискурс в межкультурной коммуникации. Москва: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2010. 304 с.

Давер М.В. Компоненты личностно-ориентированной технологии обучения. Преподавание русского языка иностранным студентам: теория и практика, традиции и инновации: монография. Харьков, 2014. С. 128–147.

Кочетков В.В., Лымарь М.П. Китайская национальная идентичность. Электронный журнал «Геополитика». 2001. Вып. 9. URL: http://www.evrazia-books.ru (дата обращения: 23.06.2017).

Мелекесов Г.А. Аксиологизация университетского образования. Вестник ОГУ. 2001. № 2. С. 50–62.

Методика межкультурного образования средствами русского языка как иностранного / А.Л. Бердичевский, И.А. Гиниатуллин, И.П. Лысакова, Е.И. Пассов. Москва: Русский язык. Курсы, 2011. 184 с.

Молчановский В.В., Шипелевич Л. Преподаватель русского языка как иностранного. Введение в специальность. Москва: Русский язык. Курсы, 2002. 320 с.

Пассов Е.И., Кузовлёва Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: метод. пособие для преподавателей русского языка как иностранного. Москва: Русский язык. Курсы, 2010. 568 с.

Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика: моногр. Москва: Москва. КСП+, 2003. 432 с.

Преподавание русского языка иностранным студентам: теория и практика, традиции и инновации: монография / под ред. Н.И. Ушаковой. Харьков: ХНУ имени В.Н. Каразина, 2014. 391 с.

Сластёнин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издат. центр «Академия», 2003. 162 с.

Тан Хань. Лингвокультурная специфика русско-китайского делового общения: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.01 – русский язык. Москва, 2001. 22 с.

Ткаченко Г.А. Культура Китая: словарь-справочник. Москва: Восток-Запад, 2008. 347 с.

Ушакова Н.И. Современные подходы к формированию русскоязычной лингвокультурной компетентности инофонов. Русский язык как иностранный в современных социокультурных условиях: состояние и перспективы. Материалы II Международной научно-практич. конф. Тунис, 2017. С. 306–311.

Чень Чунься. О когнитивной базе формирования лингвосоциокультурной компетентности китайских студентов-русистов. Человек. Сознание. Коммуникация. Интернет. Варшава, 2017. Т. 1. С. 103–113.

Hammer M.R., Bennett M.J., Wiseman R. (2003). Measuring intercultural sensitivity: The Intercultural Development Inventory. R.M. Paige (Guest Ed.). Special issue on the Intercultural Development. International Journal of Intercultural Relations. 27 (4). Р. 421–443.

Опубліковано
2018-10-23
Як цитувати
Чунься, Ч. (2018). Особистісний складник лінгвосоціокультурної компетентності китайських студентів-русистів. Викладання мов у вищих навчальних закладах освіти на сучасному етапі. Міжпредметні зв’язки, (32), 111-126. https://doi.org/10.26565/2073-4379-2018-32-10