Прогулки по Флоренции: типология и функции экфрасиса в «Итальянских новеллах» Д. С. Мережковского

  • Инна Викторовна Вальченко Харківський національний університет міського господарства імені О. М. Бекетова
Ключові слова: экфрасис, визуальность, новелла, Ренессанс

Анотація

В статье представлены результаты анализа поэтики новелл «Любовь сильнее смерти» (1896) и «Превращение» (1897), вошедших в цикл «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского. Показано, что в них важную роль играют разные типы миметического (полного и свернутого, нулевого, мотивирующего) экфрасиса. Они характеризуют личность персонажей (Творца-художника по его творению, или раскрывают духовную сущность героини через сравнение с канонический ликом), а данные в аспекте героев, указывают на их внутреннее состояние. Акцентируя визуальный аспект повествования, экфрасисы участвуют в структурировании хронотопа (городского топоса Флоренции) и сюжета (обозначая траекторию пути персонажей). Обнаруживая историко-культурный модус визуальных артефактов, экфрасисы погружают читателя в эпоху Ренессанса. Образ эпохи эстетизирован и акцентирует внимание на произведениях искусства и их создателях

Завантаження

##plugins.generic.usageStats.noStats##

Біографія автора

Инна Викторовна Вальченко, Харківський національний університет міського господарства імені О. М. Бекетова
кандидат філологічних наук, доцент, завідувач кафедри уркїнської та росій­ської мов як іноземних

Посилання

1. Брагинская Н. В. «Картины» Филострата Старшего : Генезис и структура диалога перед изображением / Н. В. Брагинская // Одиссей. Человек в истории. Картина мира в народном и уче-ном сознании. — М. : Наука, 1994. — С. 274—313.

2. Буренин В. П. Критические очерки / В. П. Буренин // Новое время. — 1893. — 22 января, № 6071.

3. Вальченко И. В. «Два взгляда на Творца (повесть Д. С. Мережковского ”Микеланджело” и ”Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” Джорджо Вазари)» / И. В. Вальченко // Вісник Харківського університету. — № 666. Серія Філологія. — Вип. 45. — Харків, 2005. — С. 70—74.

4. Вальченко И. В. «Наука любви» Д. Мережковского: стилизация и интертекст / И. В. Валь-ченко // Вісник Харківського університету. — № 583. Серія Філологія. — Вип. 37. — Харків, 2003. — С. 70—73.

5. Вальченко И. В. Стилизация и интертекст в новелле Д. С. Мережковского «Железное ко-льцо» / И. В. Вальченко // Вісник Харківського університету. — № 627. Серія Філологія. — Вип. 40. — Харків, 2004. — С. 156—159.

6. Вальченко И. В. Цикл «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского: история создания и интерпретации / И. В. Вальченко // Вісник Харківського університету. — № 787. Серія Філоло-гія. — Вип. 52. — Харків, 2007. — С. 204—208.

7. Вальченко И. В. «Превращение Д. С. Мережковского: от «Итальянских новелл» к повести «Микеланджело» / И. В. Вальченко // Вісник Харківського університету. — № 765. Серія Філоло-гія. — Вип. 50. — Харків, 2007. — С. 126—130.

8. Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе : Сборник трудов Лозаннского симпозиума / Под ред. Л. Геллера. — М. : МиК, 2002. — С. 5—22.

9. Мережковский Д. С. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 2. — М. : Правда, 1990. — 759 с.

10. «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художест-венном тексте : Сб. ст. / Сост. и науч. ред. Д. В. Токарева. — М. : Новое литературное обозрение, 2013. — 572 с.

11. Яценко Е.В. Любите живопись, поэты… Экфрасис как художественно-мировоззренческая модель / Е. В. Яценко // Вопросы философии. — 2011. — № 11. — С. 47—57.
Опубліковано
2015-04-29
Як цитувати
Вальченко, И. В. (2015). Прогулки по Флоренции: типология и функции экфрасиса в «Итальянских новеллах» Д. С. Мережковского. Вісник Харківського національного університету імені В. Н. Каразіна. Серія «Філологія», 71(1127), 172-177. вилучено із https://periodicals.karazin.ua/philology/article/view/1870