Прогулки по Флоренции: типология и функции экфрасиса в «Итальянских новеллах» Д. С. Мережковского

  • Инна Викторовна Вальченко Харківський національний університет міського господарства імені О. М. Бекетова

Abstract

В статье представлены результаты анализа поэтики новелл «Любовь сильнее смерти» (1896) и «Превращение» (1897), вошедших в цикл «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского. Показано, что в них важную роль играют разные типы миметического (полного и свернутого, нулевого, мотивирующего) экфрасиса. Они характеризуют личность персонажей (Творца-художника по его творению, или раскрывают духовную сущность героини через сравнение с канонический ликом), а данные в аспекте героев, указывают на их внутреннее состояние. Акцентируя визуальный аспект повествования, экфрасисы участвуют в структурировании хронотопа (городского топоса Флоренции) и сюжета (обозначая траекторию пути персонажей). Обнаруживая историко-культурный модус визуальных артефактов, экфрасисы погружают читателя в эпоху Ренессанса. Образ эпохи эстетизирован и акцентирует внимание на произведениях искусства и их создателях

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biography

Инна Викторовна Вальченко, Харківський національний університет міського господарства імені О. М. Бекетова
кандидат філологічних наук, доцент, завідувач кафедри уркїнської та росій­ської мов як іноземних

References

1. Брагинская Н. В. «Картины» Филострата Старшего : Генезис и структура диалога перед изображением / Н. В. Брагинская // Одиссей. Человек в истории. Картина мира в народном и уче-ном сознании. — М. : Наука, 1994. — С. 274—313.

2. Буренин В. П. Критические очерки / В. П. Буренин // Новое время. — 1893. — 22 января, № 6071.

3. Вальченко И. В. «Два взгляда на Творца (повесть Д. С. Мережковского ”Микеланджело” и ”Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” Джорджо Вазари)» / И. В. Вальченко // Вісник Харківського університету. — № 666. Серія Філологія. — Вип. 45. — Харків, 2005. — С. 70—74.

4. Вальченко И. В. «Наука любви» Д. Мережковского: стилизация и интертекст / И. В. Валь-ченко // Вісник Харківського університету. — № 583. Серія Філологія. — Вип. 37. — Харків, 2003. — С. 70—73.

5. Вальченко И. В. Стилизация и интертекст в новелле Д. С. Мережковского «Железное ко-льцо» / И. В. Вальченко // Вісник Харківського університету. — № 627. Серія Філологія. — Вип. 40. — Харків, 2004. — С. 156—159.

6. Вальченко И. В. Цикл «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского: история создания и интерпретации / И. В. Вальченко // Вісник Харківського університету. — № 787. Серія Філоло-гія. — Вип. 52. — Харків, 2007. — С. 204—208.

7. Вальченко И. В. «Превращение Д. С. Мережковского: от «Итальянских новелл» к повести «Микеланджело» / И. В. Вальченко // Вісник Харківського університету. — № 765. Серія Філоло-гія. — Вип. 50. — Харків, 2007. — С. 126—130.

8. Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе : Сборник трудов Лозаннского симпозиума / Под ред. Л. Геллера. — М. : МиК, 2002. — С. 5—22.

9. Мережковский Д. С. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 2. — М. : Правда, 1990. — 759 с.

10. «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художест-венном тексте : Сб. ст. / Сост. и науч. ред. Д. В. Токарева. — М. : Новое литературное обозрение, 2013. — 572 с.

11. Яценко Е.В. Любите живопись, поэты… Экфрасис как художественно-мировоззренческая модель / Е. В. Яценко // Вопросы философии. — 2011. — № 11. — С. 47—57.
Published
2015-04-29
How to Cite
Вальченко, И. В. (2015). Прогулки по Флоренции: типология и функции экфрасиса в «Итальянских новеллах» Д. С. Мережковского. The Journal of V. N. Karazin Kharkiv National University. Series “Philology”, 71(1127), 172-177. Retrieved from https://periodicals.karazin.ua/philology/article/view/1870