Дискурсивная метафора «здание» в древнерусской гимнографии как источник ряда устойчивых символов

  • Дмитро Володимирович Певко Харківський національний університет імені В. Н. Каразіна

Abstract

В статье рассматривается образно-ассоциативное поле церковнославянских символов, основанных на дискурсивной метафоре «здание». В исследовании использован обширный материал, взятый из московских старопечатных миней, канонников и других богослужебных книг. Приводятся устойчивые атрибуты, предикативные характеристики, а также конструкции, в которых ключевое существительное прямо объясняется с помощью другого слова. Кроме отсылок к библейско-богословскому дискурсу рассматриваются и мифопоэтические истоки образности. Интертекстуальный подход позволяет описать символические значения слов как особый уровень семантики церковнославянского языка, а не как элемент авторского стиля отдельных гимнографов

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biography

Дмитро Володимирович Певко, Харківський національний університет імені В. Н. Каразіна
викладач

References

1. Аверинцев С. С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. — М., 1972. — С. 25—49.

2. Бусева-Давыдова И. Л. Символика архитектуры по древнерусским письменным источникам ХІ—ХVII вв. // Герменевтика древнерусской литературы: Сб. 2. XVI — нач. XVIII веков — М., 1989. —
С. 279—308.

3. Вендина Т. И. Из кирилло-мефодиевского наследия в русской культуре. — М. : Институт славянове-дения РАН, 2007. — 336 с.

4. Вендина Т. И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка. — М. : Индрик,
2002. — 336 с.

5. Глазунова О. И. Логика метафорических преобразований. — СПб. : Питер, 2000. — 190 с.

6. Житие и служба преподобного Александра Свирского. — СПб., 1818.

7. Илюхина М. А. Метафорический образ в семасиологической интерпретации. — М. : Флинта, Наука, 2010. — 320 с.

8. Ковтун Л. С. Русская лексикография эпохи средневековья. — М.—Л. : Изд-во АН СССР,
1963. — 448 с.

9. Кравецкий А. Г. Опыт словаря литургических символов // Славяноведение. — М., 1995. — № 3. — С. 97—104.

10. Кривко Р. Н. Славянская гимнография IX—XIII вв. в изданиях и исследованиях 1985—2004 гг. // Wiener Slavistisches Jahrbuch. — 2004. — Bd. 50. — S. 203—233.

11. Маслова Ж. Н. Когнитивно-онтологический подход к исследованию генезиса метафоры // Вопросы когнитивной лингвистики. — Тамбов: Российская ассоциация лингвистов-когнитологов, 2013. — № 3. — С. 49—56.

12. Мурьянов М. Ф. Гимнография Киевской Руси. — М. : Наука, 2003. — 451 с.

13. Певко Д. В. Модель мира в древнерусской гимнографии // Вісник Харківського національного уні-верситету. — Х. : ХНУ ім. В. Н. Каразіна, 2001. — С. 54—57.

14. Седакова О. А. Введение к серии публикаций: Материалы к практическому учебнику церковносла-вянского языка // Славяноведение. — М., 1992. — № 3. — С. 76—83.

15. Тахо-Годи А. А., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. — СПб., 1991. — 717 с.

16. Топоров В. Н. Об одном из парадоксов движения. Несколько замечаний о сверх-эмпирическом смы-сле глагола «стоять», преимущественно в специализированных текстах // Концепт движения в языке и куль-туре. — М. : Индрик, 1996. — С. 7—88.

17. Этимологический словарь славянских языков: Праславянский лексический фонд. Вып. 9. — М. : Наука, 1983.
Published
2015-11-30
How to Cite
Певко, Д. В. (2015). Дискурсивная метафора «здание» в древнерусской гимнографии как источник ряда устойчивых символов. The Journal of V. N. Karazin Kharkiv National University. Series “Philology”, (1152), 58-66. Retrieved from https://periodicals.karazin.ua/philology/article/view/3813
Section
Статті