Князі-хрестителі Болгарії та Русі: пошук аналогій

  • Олександр Олександрович Роменський
Ключові слова: князь Борис, князь Володимир, Перше Болгарське царство, Русь, культ святих

Анотація

В статті порівнюються наративні образи правителів, що запровадили християнство в Болгарії та на Русі, аналізуються літературні топоси та обставини християнізації Східної Європи та Балкан. Виявлено спільні тенденції в діяльності та церковному пошануванні Св. Бориса Болгарського та Володимира Святославича

Завантаження

##plugins.generic.usageStats.noStats##

Посилання

Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII – первой трети XV вв. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. С. 53–54. См.: Сперанский М. Н. К истории взаимоотношений русской и югославянских литератур // Известия отделения русского языка и словесности. 1923. Т. 26. С. 143–206; Mošin V. A. Slavenska redakcija Prologa Konstantina Mokisijskog u svjetlosti vizantijsko-slavenskih odnosa XII–XIII vijeka // Zbornik Historijskog Instituta Jugoslavenske Akademije. Zagreb, 1959. T. 2. S. 17–68; Мошин В. А. О периодизации русско-южнославянских литературных связей X–XV вв. // Из истории русской культуры / Сост. А. Ф. Литвина, Ф. Б. Успенский. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 806–807; Турилов А. А. Древнерусские (восточнославянские) влияния на книжность южных славян // Православная энциклопедия (далее – ПЭ). М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2007. Т. 16. С. 162–171; Его же. Из истории русско-южнославянских книжных связей XII–XIII вв.: новое и забытое // Russica Romana. 2010. Vol. 17. C. 9–32; Его же. Забытые и малоизвестные факты из истории древнейшего перевода Пролога у южных славян (к проблеме «первого восточнославянского влияния») // Славяноведение. 2012. № 2. С. 16–17.
Пичхадзе А. А., Ромодановская В. А., Ромодановская Е. К. Жития княгини Ольги, Варяжских мучеников и князя Владимира в составе Синайского палимпсеста (РНБ, Q.n.I.63) // Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика / [ред. Семячко С. А., Руди Т. В.]. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. Т. 1. С. 288–308; Лосева О. В. Жития русских святых…. С. 278–279.
См.: Флоря Б. Н. Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия / Б. Н. Флоря, А. А. Турилов, С. А. Иванов. СПб.: Алетейя, 2000. С. 8–10.
Турилов А. А. Две забытые даты болгарской церковно-политической истории IX в.: (К вопросу о формировании болгарского варианта церковного месяцеслова в эпоху Первого царства) // Турилов А. А. Slavia Cyrillomethodiana: Источниковедение истории и культуры южных славян и Древне Руси: Межславянские культурные связи эпохи средневековья. М.: Знак, 2010. С. 136–137.
Лосева О. В. Русские месяцесловы XI–XIV вв. М.: Памятники исторической мысли, 2001. С. 82–83.
Георгиева Н. Към въпроса за почитанието на княз Борис I како светец // Кирило-Методиевски студии. София: Академично издательство „Проф. Марин Дринов“, 1991. Кн. 8. С. 187–188; Турилов А. А. Борис // ПЭ. М., 2003. Т. 6. С. 31.
Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв. СПб., 1913. С. 36–43; Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Париж: Ymca-Press, 1959. C. 158–163.
Poppe A. Christianisierung und Kirchenorganisation der Ostslawen in der Zeit vom 10 bis zum 13 Jahrhundert // Österreichische Osthefte. 1988. Bd. 30. S. 470–478; Литаврин Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь. СПб.: Алетейя, 2001. С. 308–310.
Динеков П. Н. Значение Изборника Симеона-Святослава 1073 г. в развитии болгарской культуры // Изборник Святослава 1073 г. М.: Наука, 1977. С. 273–279; Ševčenko I. Remarks on the Diffusion of Byzantine Scientific and Pseudo-Scientific Literature among the Orthodox Slavs // The Slavonic and East European Review. 1981. Vol. 59. № 3. P. 330-334; Lunt H. G. On the Izbornik of 1073 // Harvard Ukrainian Studies (далее – HUS). 1983. Vol. 7. P. 360-361; Сохань П. С. До історії україно-болгарських зв’язків IX–XIV ст. // Софія Київська. Візантія. Русь. Україна. К., 2013. Вип. 3. С. 548.
Зыков Э. Г. Известия о Болгарии в Повести временных лет // Труды отдела древнерусской литературы. 1969. Т. 24. С. 48–53; Сохань П. С. До історії… С. 538.
Popova O. S. Les miniatures russes du XI-e au XV-e siècle. Leningrad: Avrora, 1975. P. 26, ill. 9. Датировка миниатюр и атрибуция изображенных князей остаются спорными. Так, Е. В. Уханова считает, что обе рукописи, Син. 262 и Чуд. 12, созданы в киевском скриптории в последней четверти XI – начале XII вв., а миниатюры изображают русского святого князя-мученика Бориса Владимировича. Ее аргументы поддержали Э. С. Смирнова и А. С. Преображенский; таким образом, доминировавшая до сих пор в историографии «болгарская» версия атрибуции поколеблена. См.: Уханова Е. В. Древнейшие изображения Св. князя Бориса. К истории библиотеки Владимира Мономаха // Борисо-Глебский сборник / Ред. К. Цукерман. Paris: ACHCByz, 2009. Вып. 1. С. 117–156; Смирнова Э. С. Ранние этапы иконографии святых князей Бориса и Глеба. Вопрос византийских образцов и сложения русской традиции // Борисо-Глебский сборник / Ред. К. Цукерман. Paris: ACHCByz, 2009. Вып. 1. С. 75–80; Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневековой Руси. XI – начало XV вв. М.: Северный паломник, 2010. С. 335–340.
Голышенко В. С. К вопросу об изображении князя в Чудовской рукописи XII–XIII вв. // Проблемы источниковедения. М.; Л., 1959. Т. 7. С. 391–415; Иванова В. Ктиторският образ в Ипполитовия сборник на Исторический музей в Москва // Археология. 1959. № 3/4. С. 1–23; Dujčev I. Slawische Heilige in der byzantinischen Hagiographie // Dujčev I. Medioevo byzantino-slavo. Roma: Edizioni di Storia e Letteratura, 1968. S. 216; см.: Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII–XV вв. М.: Искусство, 1980. С. 15–18; Турилов А. А. Борис // ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2003. Т. 6. С. 30–32; Пуцко В. Г. Иллюминированная древнерусская книга XI–XIII вв. // Древняя Русь: вопросы медиевистики (далее – ДРВМ). 2001. № 3. С. 50; Попова О. С. Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003. С. 267. Другая интерпретация миниатюры: Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневековой Руси. XI – начало XV вв. М.: Северный паломник, 2010. С. 332–340; Его же. Изображения святых в выходных миниатюрах русских рукописей XI–XIV веков // Международен научен симпозиум Византия и славяните. По случай 20-годишнината от създаването на Центъра за славяно-византийски проучвания „Иван Дуйчев“ към Софийския университет „Св. Климент Охридски“ (София, 12–14 май 2006 г.). София, 2011. Т. 96 на Годишник на Софийския университет „Св. Климент Охридски“. С. 371–377.
Иванов С. А. Византийское миссионерство: можно ли сделать из «варвара» христианина? М.: Языки славянской культуры, 2003. С. 161–169.
Theophanes Continuati libri I-IV // Corpus fontium historiae byzantinae / Ed. A. Kambylis. – Berolini: De Gruyter, 2015. Vol. 53. P. 232-234; Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей / Изд. подгот. Я. Н. Любарский. СПб.: Алетейя, 2009. С. 109–110.
Лаврентьевская летопись // ПСРЛ. Л.: Издательство АН СССР, 1928. Т. 1. Вып. 1. Стб. 106.
Ševčenko I. Religious Missions Seen from Byzantium // HUS. 1988/1989. Vol. 12/13. P. 21-23.
Theophanes Continuati libri I-IV. P. 232.
См.: Лаврентьевская летопись // Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). Л.: Из- дательство АН СССР, 1926. Т. 1. Вып. 1. Стб. 109–110; Особое житие // Милютенко Н. И. Святой рав- ноапостольный князь Владимир и крещение Руси. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008. С. 475.
Гюзелев В. Княз Борис Първи. България през втората половина на IX в. София: Наука и изкуство, 1969. С. 178–208; Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси / Отв.ред. Г. Г. Литаврин. М.: Наука, 1988. С. 239–241.
Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны // Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М.: Государственное издательство географической литературы, 1957. С. 171– 173; Юрченко А. Г. Хан Узбек: между империей и исламом. Структуры повседневности. СПб.: Евразия, 2012. С. 250–288.
Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы… С. 41–63; Литаврин Г. Г. Христианство в Болгарии в 927–1018 гг. // Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия / Отв. ред. Б. Н. Флоря. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 141.
См. противоположное мнение А.-Э. Тахиаоса: Тахиаос А.-Э. Н. Основные пункты влияния Византии на русскую культуру // Spicilegium Byzantino-Rossicum. Сборник статей к 80-летию члена-корреспондента РАН И. П. Медведева. М.: Индрик, 2015. С. 285.
Darrouzès J. Notitiae Episcopatuum ecclesiae Constantinopolitanae. P.: Institut Francais d’Études Byzantines, 1981. P. 333: 57, 681; Ibid. P. 335: 59, 701; cf.: Poppe A. Państwo i kościól na Rusi w XI wieku. Warszawa: Państwowe Wydawn. Naukowe, 1968. S. 28–30; Idem. The Original Status of the Old Russian Church // Acta Poloniae Historica. 1979. Vol. 39. P. 20-26; Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М.: Наука, 1989. С. 28; Головко О. Б. Входження Русі до Pax Christiana Orthodoxa і формування християнської церковної організації у слов’ян Східної Європи (VIII–XI ст.) // Actes Testantibus. Ювілейний збірник на пошану Леонтія Войтовича / Відп. ред. М. Литвин. Львів: Інститут українознавства імені І. Крип’якевича НАН України, 2011. С. 248; Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008. С. 326–328.; Об Аланской митрополии: Малахов С. Н. Алания и Византия: источниковедческие аспекты политических и церковных связей. М.: СЕМ, 2015. С. 31–33; Виноградов А. Ю. Очерк истории аланского христианства в X–XII вв. // ΚΑΝΙΣΚΙΟΝ. Юбилейный сборник в честь 60-летия проф. И. С. Чичурова. М.: ПСТГУ, 2006. С. 133–135.
Доклад А. В. Назаренко «Учреждение Киевской митрополии: коррективы в свете новых дан- ных» на конференции «Русь эпохи Владимира Великого: государство, церковь, культура», Москва 14–16.10. 2015.
Die Chronik des Bishofs Thietmar von Merseburg und ihre kohrveier Uberarbeitung / Herausgegeben von R. Holtzmann // Monumenta Germaniae Historica. Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum. Berlin: Weidmannsche Buchhandlung, 1935. T. 9. S. 530. О Феофилакте Севастийском см.: Nicephorus Callistus. Historia ecclesiastica // Patrologiae cursus completus, series graeca. 1865. T. 146. Col. 1196; Honigmann E. Studies in Slavic Church History: IV. Theophylactos, the First Metropolitan of Russia? // Byzantion. 1944/45. Vol. 17. P. 148-158; Grumel V. Chronologie patriarchale au Xe siècle // Revue des etudes byzantines. 1964. № 22. P. 51-54; Poppe A. The Political Background to the Baptism of Rus: Byzantine-Russian Relations between 986-989 // Dumbarton Oaks Papers. 1976. Vol. 30. P. 204-206.
Petrus Damiani. Vita beati Romualdi / A cura di G. Tabacco. Roma: Instituto storico italiano, 1957. P. 57-60; Ademar de Cabannes. Chronique. P., 1897. P. 152-153; см.: Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010. Т. 4. Западно- европейские источники / Сост., пер. и коммент. А. В. Назаренко. С. 88–90.
См.: List Brunona do króla Henryka / J. Karwasińska // Monumenta Poloniae Historica. Series Nova. Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1973. T. 4. S. 98–100; Zakrzewski S. Bolesław Chrobry Wielki. Lwow: Wydawnictwo zakładu narodowego imienia Ossolińkich, 1925. S. 224; Poppe A. Spuscizna po Wlodzimierzu Wielkim. Walka o tron Kijowski 1015–1019 // Kwartalnik Historyczny. 1995. Rochnik 102. № 3–4. S. 13; Idem. Der Kampf um die Kiever Tronfolge nach dem 15 Juli 1015 // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. 1995. Bd. 50. S. 284–285; Поппэ А. В. Владимир Святой. У истоков церковного прославления // Факты и знаки. Исследования по семиотике истории. 2008. Вып. 1. С. 56, прим. 33; Его же. К биографии Святополка Окаянного // История: дар и долг. Юбилейный сборник в честь А. В. Назаренко. М.: Издательство Олега Абышко, 2010. С. 225–241; Фонт М. Пребывание Бруно Кверфуртского в Киеве – факты, вопросы, гипотезы // Studia Slavica Hungarica. 2013. Vol. 58. C. 43.
Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы… С. 45.
Theophanes Continuati libri I-IV. P. 230.
См. подробнее об этом: Роменский А. А. О месте и времени оформления русско-византийского соглашения в конце Х в. // ДРВМ. 2015. № 3. С. 154.
Константин Багрянородный. Об управлении империей. М.: Наука, 1989. С. 114–115; Комати- на П. Црквена политика Византиjе од краjа иконоборства до смерти цара Василиjа I. Београд, 2014. С. 261–284.
Гузенко С. М. Психологічний феномен «євангелізуючих королев»: Київська Русь – християнський Захід і Схід // Давньоруське любомудріє: тексти і контексти / Упор. О. Вдовина, Ю. Завгородній. К.: Вид. дім «Києво-Могилянська Академія», 2006. С. 116–122.
Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского // Записки Императорской Академии Наук. 1883. Т. 44. Приложение 1. С. 24; Die Chronik des Bischofs Thietmar. S. 486–487.
Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции… С. 172.
Пространно житие на Константин-Кирилл Философ // Климент Охридски. Събрани съчине- ния. София: Издателство на Българската академия на науките, 1973. Т. 3. С. 58–59; Живов В. М. Slavia Christiana и историко-культурный контекст Сказания о русской грамоте // Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 163– 166; Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси. С. 312–320, 503–506.
Тверская летопись // ПСРЛ. СПб.: в типографии Леонида Демиса, 1863. Т. 15. С. 79; Новгород- ская Карамзинская летопись // ПСРЛ. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 45; Новгородская четвертая летопись // ПСРЛ. СПб.: Типография Я. Башмакова, 1915. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1. С. 61; Софийская первая летопись // ПСРЛ. – Л.: Издательство Российской академии наук, 1925. С. 50.
Писма на Патриарх Фотий // Гръцки извори за българската история. София: Издание на Българската академия на науките, 1961. Т. 4. С. 59–99.
Устав князя Владимира о десятинах, судах и людях церковных // Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв. / Изд. Я. Н. Щапов. М.: Наука, 1976. С. 15, 16, 18, 19, 21; Летопись по Воскресенскому списку // ПСРЛ. М.: Языки русской культуры, 2001. Т. 7. Ч. 1. С. 313; Русский хронограф (редакции 1512 г.) // ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22. Ч. 1. С. 367; Патриаршая или Никоновская летопись // ПСРЛ. М.: Наука, 1965. Т. 9. С. 57.
См.: Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М.: Наука, 1989. С. 192; Коматина П. Црквена политика Византиjе од краjа иконоборства до смерти цара Василиjа I. Београд, 2014. С. 312–314.
Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции… С. 192–197; Гюзелев В. Княз Борис Първи... С. 344–379.
Лаврентьевская летопись. Стб. 118–119.
Зализняк А. А., Янин В. Л. Новгородский кодекс первой четверти XI в. – древнейшая книга Руси // Вопросы языкознания. 2001. № 5. С. 3–25.
Турилов А. А. Две забытые даты болгарской церковно-политической истории… С. 124–125; Турилов А. А., Флоря Б. Н. Христианская литература у славян в середине X – середине XI в. и меж- славянские культурные связи // Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 411.
Поппэ А. В. Владимир Святой. У истоков церковного прославления // Факты и знаки. Исследования по семиотике истории. 2008. Вып. 1. С. 91–103.
Опубліковано
2019-08-16
Як цитувати
Роменський, О. О. (2019). Князі-хрестителі Болгарії та Русі: пошук аналогій. Дриновський збірник, 10, 121-127. https://doi.org/10.7546/DS.2017.10.10