Онтология природи і онтология соціокультурної реальності як прояв специфіки людського буття і проблема філософської антропології
Анотація
Існування людини відбувається одночасно в двох реальностях: природній і соціокультурній, специфіка яких відображається в базисі будь-якого світогляду в відповідних онтологіях. Взаємодія онтології природної реальності і онтології соціокультурної реальності є багатоаспектною і в процесі історичного розвитку зазнавала значних змін. Стаття присвячена деякім аспектам цієї взаємодії.
Завантаження
Посилання
Тяготение непосредственно к «жизни», «переживанию», выросшее из неклассической философии, стало важной характерной тенденцией в социогуманитарных исследованиях ХХ века. Значение этого обращения к «жизненному миру» для сближения абстрактных дисциплин с реалиями повседневной жизни очевидно. Но не менее очевидны и специфические сопутствующие издержки, связанные с попытками полного «погружения» в жизненный поток, что приводит к размытию предметного поля, утере строгости и объективности исследования. Доходит до полного отрицания самой возможности объективности социогуманитарного знания. Однако такая постановка вопроса затрагивает проблему научности предлагаемых подходов. Поиск баланса между необходимой строгостью объективных научных абстракций и той живой реальностью, которая в них фиксируется, безусловно, является сложнейшей задачей современного социогуманитарного знания.
Данная особенность присуща сугубо человеческому существованию и не проявляется у животных, даже тех, которые ведут коллективный образ жизни, так как животная коллективность обусловлена их инстинктивной природой. По всей видимости, для животного индивида его «коллектив» является лишь передним планом среды существования, посредством которого оно осуществляет свою инстинктивную стратегию выживания; либо животное может рассматриваться как функция своей группы.
Вся история западной философии, в этом контексте, может рассматриваться как ряд попыток упразднить это принципиальное различение – от античных натурфилософских генерализаций и концепций подобия (микро- и макрокосм) до неопозитивистских поисков универсального описания феноменальной реальности без учёта её специфики и роли познающего субъекта. Менялись подходы, пересматривались приоритеты, но лишь этика по-прежнему сохраняла понимание принципиальной инаковости сугубо человеческой проблематики. Только в XIX столетии окончательно утверждается (хотя и не во всех философских направлениях) понимание этого необходимого различения.