Про час заснування Фульської єпархії у Криму

  • Юрій Миронович Могаричов доктор історичних наук, професор, завідувач кафедри соціальної та гуманітарної освіти Кримського республіканського інституту післядипломної педагогічної освіти, м. Сімферополь
Ключові слова: Крим, Фульська єпархія, Візантія, хозари

Анотація

Автор розглядає проблему часу заснування Фульської єпархії на території Кримського півострова. Він аргументує думку, що вона була створена у 70–90-ті роки IX століття, після того, як Візантії вдалося повністю витіснити хозарів з території Кримського півострова

Завантаження

##plugins.generic.usageStats.noStats##

Посилання

Последние историографические обзоры «фульской проблемы» см: Кропоткин В. В. Из истории средневекового Крыма (Чуфут-Кале и локализация города Фулл) // Советская археология. 1958. Т. 28. С. 199–203; Майко В. В. О локализации Фулл и Фулльской епархии в раннесредневековой Таврике // Православные древности Таврики. К., 2002. С. 133–145; Майко В. В. Средневековое городище на плато Тепсень в Юго-Восточном Крыму. К., 2004. С. 10–16; Байер Х.-Ф. История Крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро. Екатеринбург, 2001. С. 62–68: Сорочан С. Б. «Зачарованный клад» Еще раз о локализации Фул (Фулл) // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 2002. Вып. 33. С. 71–79; Сорочан С. Б. Византийский Херсон. Ч. 1–2. Харьков, 2005. С. 516–523, сноска 88; Сорочан С. Б. К проблеме локализации Фул и «народа Фульского» // Государственная территория как фактор политогенеза. Восточная Европа в древности и средневековье. М., 2015. Вып. XXVII. С. 238–243; Могаричев Ю. М., Сазанов А. В., Шапошников А. К. Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма «хазарского периода». Симферополь, 2006. С. 252–255; Завадская И. А. Периодизация церковного строительства на городище Тепсень (о кафедральном храме Фульской епархии) // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Симферополь– Керчь, 2014. Вып. XIX. С. 212; Могаричев Ю. М., Майко В. В. Фулы и Крымская Хазария: еще раз о локализации Фульской епархии // Laurea I. Античный мир и Средние века: Чтения памяти профессора Владимира Ивановича Кадеева. Харьков, 2015. С. 130–134; Могаричев Ю. М., Майко В. В. Тепсеньская базилика и проблема локализации Фул // Хазарский Альманах. М., 2015. Т. 13. С. 130–144.

Мы следуем раннесредневековой традиции написания Фул с одной буквой «лямбда» (Сорочан С. Б. Византийский Херсон. С. 516).

По мнению ряда исследователей, начиная с М. Тунманна (Тунманн Крымское ханство. Симферополь, 1991. С. 33), первый раз Фулы все же упоминаются Менандром Протектором в 576 г. (см.: Байер Х.-Ф. История Крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро. С. 64). Однако, фрагмент, якобы упоминающий эту местность, дошел к нам в испорченном состоянии. Кроме того, еще В. Томашек (Tomaschek W. Die Gothen in Taurien. Wien, 1881. P. 71), а вслед за ним и Ю. А. Кулаковский достаточно аргументировано полагали, что в источнике речь идет не местности с таким названием, а о филах – племенах (Кулаковский Ю. А. Где находились Фуллы? // Журнал Министерства народного просвещения. 1898. № 2. С. 194). С такой точкой зрения согласны и большинство современных исследователей (подробнее см. Белый А. В. Вопрос о локализации Фулл в связи с неясным свидетельством Менандра // Проблемы археологии древнего и средневекового Крыма. Симферополь, 1995. С. 99–94).

См. подр.: Могаричев Ю. М., Сазанов А. В., Шапошников А. К. Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма «хазарского периода». С. 16–26.

Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. О возникновении Готской епархии в Крыму // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Симферополь, 1991. Вып. 2. С. 115; Могаричев Ю. М., Сазанов А. В., Шапошников А. К., Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма «хазарского периода». С. 109–199.

Могаричев Ю. М., Сазанов А. В., Шапошников А. К. Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма «хазарского периода». С. 14.

Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской письменности. М., 1981. С. 10; Байер Х.-Ф. История крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро. С. 75; Цукерман К. Венгры в стране Леведии: новая держава на границах Византии и Хазарии Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Симферополь, 1998. Вып. VI. С. 677; Цукерман К. О происхождении двоевластия у хазар и обстоятельствах их обращения в иудаизм. Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Симферополь, 2002. Вып. IX. С. 525–526; Zuckerman C. On the date of the khazars' conversion to Judaism and the chronology of the kings of the Rus Oleg and Igor // Revue des Etudes Byzantines. Paris, 1995. T. 53. Р. 243; Colden P. The conversion of the Khazars to Judaism // The World of the Khazars. New Perspectives Selected Papers from the Jerusalem 1999 International Khazar Colloquium hosted by the Ben Zvi Institute. Handbook of Oriental Studies. Leiden–Boston, 2007. Р. 140.

Сорочан С.Б. «Народ фульский»: язычники или христиане? // Язычество и монотеизм в процессах политогенеза. Восточная Европа в древности и средневековье. М., 2014. Вып. XXVI. С. 246–250.

Флоря Б. Н. Сказания о начале славянской письменности. С. 85–86.

Когда же дошли до пустых и безводных мест, не могли переносить жажды. Найдя же в солончаке воду, не могли ее пить, ибо была она как желчь. И когда разошлись они все искать воду, сказал брату своему Мефодию: «Не могу больше терпеть от жажды, зачерпни же воды этой. Тот, кто раньше для израильтян горькую воду сделал сладкой, Тот и нам принесет утешение». Зачерпнули же, и оказалась она сладкой, как мед, и холодной, и пили, прославляя Бога, что делает такое для рабов своих (Флоря Б. Н. Сказания о начале славянской письменности. С. 85).

См. подробнее. Флоря Б. Н. Сказания о начале славянской письменности. С. 123. Прим. 5.

Boor К. de. Analitiken (I-III). Nachträge zu den Notitiae Episcopatuum. // Zeitschrift für Kirchengeschichte Theologie. Bd., 1891. V. XII. S. 533; Darrouzes J. Notitiae episcopatuum eclessiae Constantinopolitanei. Paris, 1981. Р. 245.

Darrouzes J. Notitiae episcopatuum ecclesiae Constantinopolitanae. Р. 611–618.

Boor К. de. Analitiken (I-III). Nachträge zu den Notitiae Episcopatuum. S. 303–322, 519–534.

Кулаковский Ю. А. К истории Готской епархии (в Крыму) VIII в. С. 175–193.

Бертье-Делагард А. Л. Исследование некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде. // Бертье-Делагард А. Л. Избранные труды по истории христианства в Крыму. Симферополь, 2011. Т. II. С. 43–49.

Васильев А. А. Готы в Крыму. Ч. 2. // Известия Государственной академии истории и материальной культуры. М.-Л., 1927. Вып. 5. С. 210–216.

Артамонов М. И. История хазар. СПб., 2001. С. 352–358.

Мошин В. Готская епархия в Хазарии в VIII в. // Труды IV съезда русских академических организаций за границей. Белград, 1929. С. 249–256.

Vernadsky G. Byzantium and Southern Russian. I. The Eparchy of Gothia // Byzantion. 1940–1941. T. 15. P. 67–76.

Оболенский Д. Византийское содружество наций. М., 1998. С. 186.

Noonan T. Byzantium and Khazars: a special relationship? // Byzantine diplomacy. Variorum, 1992. P. 114.

Darrouzes J. Notitiae episcopatuum ecclesiae Constantinopolitanae. Р. 31–33.

Науменко В. Е. Церковная география Таврики в VII – IX вв. по данным Notittiae episcopatuum // Крымский архив. Симферополь, 1999. № 5. С. 12–18; Науменко В. Е. К вопросу о церковно-административном устройстве Таврики в VIII–IX вв. (по данным Notittiae episcopatuum) // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 2003. Вып. 34. С. 138–140; Иванов С. А. Миссия восточнохристианской церкви к славянам и кочевникам: эволюция методов // Славяне и их соседи. М., 2001. Вып. 10. С. 30–33; Могаричев Ю. М., Сазанов А. В., Шапошников А. К. Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма «хазарского периода. С. 178–179.

Zuckerman C. Byzantium’s Pontic Policy in the Notitiae episcopatuum // La Crimee entre Byzance et le Khaganat Khazar. Paris, 2006. Р. 214; Цукерман К. Политика Византии в Северном Причерноморье по данням Notitiae episcopatuum // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Симферополь, 2010. Вып. XVI. С. 401–414.

Атанасов Г. Бележки и допълнения към църковната организация в Мизия и Скития през IV–VII в. (Notes and Codicils to the Ecclesiastical Structure of Scytia and Moesia Secunda during 4th–6th Century AD) // Сборник в чест на Ал. Минчев. Acta musei varnaensis. Варна, 2008. № VIII-1. С. 307–309.

См. напр.: Prigent V. Les eveches bizantins de la Calabre septentrionale au VIIIe siècle // Melanges de LˆEcole Francaise de Rome. Moyen Age. 2002. V. 114. P. 931–953; Коматина П. Црквена политика Византиjе од краjя иконоборства до смрти цара Василиjа. Београд, 2014. С. 304–305.

Lamberz E. Die Bischofslisten dez VII Okumenischen Konzils (Nicaenum II). Munchen, 2004. S. 24–25. Мы не претендуем на исчерпывающий историографический анализ проблемы. Последние историографические обзоры: Науменко В. Е. К вопросу о церковно-административном устройстве Таврики в VIII–IX вв. С. 133–142; Могаричев Ю. М., Сазанов А. В., Шапошников А. К. Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма «хазарского периода». С. 178; Цукерман К. Политика Византии в Северном Причерноморье по данням Notitiae episcopatuum. С. 401–402.

Иванов С. А. Миссия восточнохристианской церкви к славянам и кочевникам: эволюция методов. С. 30–31; Науменко В. Е. Церковная география Таврики в VII–IX вв. по данным Notittiae episcopatuum. С. 12–18; Науменко В. Е. К вопросу о церковно-административном устройстве Таврики в VIII–IX вв. С. 136–140.

Цукерман К. Политика Византии в Северном Причерноморье по данням Notitiae episcopatuum. С. 419–427.

Кропоткин В. В. Из истории средневекового Крыма (Чуфут-Кале и локализация города Фулл). С. 203 Darrouzes J. Notitiae episcopatuum eclessiae Constantinopolitanei. Р. 273–274, 294, 346, 352, 377, 385, 389.

Васильевский В. Г. Житие св. Стефана Сурожского // Васильевский В. Г. Труды. Пд, 1915. Т. 3. С. CLXV. По мнению этого автора, Сугдейская и Фульская епархии к концу XII в. на некоторое время вновь были объединены. Однако, хронология источников, на которые ссылается этот исследователь (С. CLXV) требует уточнения.

Могаричев Ю. М., Сазанов А. В., Степанова Е. В, Шапошников А. К. Житие Стефана Сурожского в контексте истории Крыма иконоборческого времени. Симферополь, 2008. С. 284. № 43.

Могаричев Ю. М., Сазанов А. В., Степанова Е. В, Шапошников А. К. Житие Стефана Сурожского в контексте истории Крыма иконоборческого времени. С. 6, 285. № 57.

Байер Х.-Ф. История Крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро. С. 67.

Бертье-Делагард А. Л. Исследование некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде. С. 66.

Кропоткин В. В. Из истории средневекового Крыма (Чуфут-Кале и локализация города Фулл). С. 203; Чхаидзе В. Н. Тамартаха. Раннесредневековый город на Таманском полуострове. М., 2008. С. 292–294.

См. напр. Алексеенко Н. А. Печати церковных иерархов из Херсона // Nomos. Т. 28/29. Krakow, 1999/2000. С. 95–103; Алексеенко Н. А. Моливдовулы боспорских епископов из Херсона // Проблемы религий стран Черноморско-Средиземноморского региона. Севастополь, 2001. С. 131–138; Алексеенко Н. А. «Херсонский архив печатей»: миф или реальность // Херсонесский сборник. Севастополь, 2006. Вып. XV. C. 8; Соколова И. В. Монеты и печати византийского Херсона. Л., 1983. С. 166; Соколова И. В. Византийские печати VI – первой половины IX в. из Херсонеса // Византийский временник. М., 1991. Т. 52. С. 209; Могаричев Ю. М., Сазанов А. В., Степанова Е. В, Шапошников А. К. Житие Стефана Сурожского в контексте истории Крыма иконоборческого времени. С. 184–185; Чхаидзе В. Н. Византийские печати из Тамани. М., 2015. С. 93–94.

Кропоткин В. В. Из истории средневекового Крыма (Чуфут-Кале и локализация города Фулл). С. 202.

Зинько В. Н. Восточный Крым в эпоху Хазарского каганата // Хазары: миф и история. Москва–Иерусалим, 2010. С. 239; Майко В. В. Средневековое городище на плато Тепсень в Юго-Восточном Крыму. С. 41–45; Майко В. В. Византийско-русские отношения в юго-восточном Крыму в XI в. // Проблемы истории, филологии, культуры. Вып. XVI/1. М.–Магнитогорск, 2006. С. 217; Пономарев Л. Ю. О населении Керченского полуострова во второй половине X–XIII вв. // Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре. Материалы II Судакской международной научной конференции. Киев–Судак, 2004. Ч. II. С. 164–169.

Цукерман К. Политика Византии в Северном Причерноморье по данням Notitiae episcopatuum. С. 419–427.

Завадская И. А. Периодизация церковного строительства на городище Тепсень (о кафедральном храме Фульской епархии) // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Симферополь–Керчь, 2014. Вып. XIX. С. 211–239.

Могаричев Ю. М., Майко В. В. Тепсеньская базилика и проблема локализации Фул. С. 141–143; Могаричев Ю. М., Майко В. В. Фулы и Крымская Хазария: еще раз о локализации Фульской епархии. С. 131–132.

Могаричев Ю. М. К вопросу о «Крымской Хазарии» в X–XI вв. // Восточная Европа в древности и средневековье. Миграции, расселение, война как факторы политогенеза. XXIV Чтения памяти В. Т. Пашуто. М, 2012. С. 192–196; Могаричев Ю. М., Сазанов А. В. Крымская Хазария X–XII вв. Хазарский анклав в Крыму или историографический миф? (исторический контекст) // Хазарский Альманах. Киев–Харьков, 2012. Т. 10. С. 123–129.

Могаричев Ю. М., Майко В. В. Тепсеньская базилика и проблема локализации Фул. С. 141–143; Могаричев Ю. М., Майко В. В. Фулы и Крымская Хазария: еще раз о локализации Фульской епархии. С. 131–132.

Науменко В. Е. Церковная география Таврики в VII–IX вв. по данным Notittiae episcopatuum. С. 19; Науменко В. Е. К вопросу о церковно-административном устройстве Таврики в VIII–IX вв. С. 143–144.

См. подр.: Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. О возникновении Готской епархии. С. 119–122; Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. К вопросу о церковной истории Таврики в VIII в. // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 1999. Вып. 30. С. 110–115; Могаричев Ю. М. Крым и Нижнедунайский регион: проблема локализации позднеантичных и раннесредневековых историко-географических областей в российской, советской и украинской историографии // Преслав Сборник. Велико Търново, 2013. Т. 7. С. 345–352; Могаричев Ю. М., Сазанов А. В., Шапошников А. К. Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма «хазарского периода». С. 177–182.

Mansi J. D. Sacrorum consiliorum nova et amplissima collection. V. 12. Graz., 1960. Р. 994, 1096, 1154; V.13. Р. 138, 366, 384; Могаричев Ю. М., Сазанов А. В., Степанова Е. В, Шапошников А. К. Житие Стефана Сурожского в контексте истории Крыма иконоборческого времени. С. 86–87. Вероятнее всего сугдейская епархия была основана в середине VIII в.

Науменко В. Е. Церковная география Таврики в VII–IX вв. по данным Notittiae episcopatuum. С. 19; Науменко В. Е. К вопросу о церковно-административном устройстве Таврики в VIII–IX вв. С. 143–144.

Васильевский В. Г. Житие св. Стефана Сурожского. С. CLXV; Сорочан С. Б. «Народ фульский»: язычники или христиане? С. 246–250.

Якобсон А. Л. Средневековый Крым. М.–Л., 1964. С. 55

Цукерман К. Венгры в стране Леведии: новая держава на границах Византии и Хазарии ок. 836–889 г. С. 677; Цукерман К. О происхождении двоевластия у хазар и обстоятельствах их обращения в иудаизм. С. 527–530.

Цукерман К. Венгры в стране Леведии: новая держава на границах Византии и Хазарии ок. 836–889 г. С. 678–679.

Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. Симферополь, 1999. С. 222.

Байер Х.-Ф. История Крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро. С. 118–119. В. Е. Науменко считает крещение боспорских евреев свершившимся фактом (Науменко В. Е. К дискуссии о политико-административном статусе Боспора в X–XI вв. // Государственная территория как фактор политогенеза. Восточная Европа в древности и средневековье. М., 2015. Вып. XXVII. С. 212–213). Такой вывод выглядит странным, так как источник не дает для него абсолютно никаких оснований.

Васильев А. А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов. СПб., 1998. С. 437; Хазанов А. Евреи в раннесредневековой Византии // Вестник Еврейского университета в Москве. Москва–Иерусалим, 1994. № 1 (5). С. 25; Голден П. Хазарский иудаизм в свете письменных источников // История еврейского народа в России. Т. 1. Иерусалим–Москва, 2010. С. 139; Sharf A. Byzantine Jewry: from Justinian to the Fourth Crusade. New York, 1971. P. 82.

Цукерман К. О происхождении двоевластия у хазар и обстоятельствах их обращения в иудаизм. С. 531.

Могаричев Ю. М. К вопросу о «хазарском наследстве» (хазарские иудеи и проблема происхождения караимов и крымчаков) // Проблемы истории, филологии, культуры. М.–Магнитогорск, 2001. Вып. Х. С. 273.

См. также: Могаричев Ю. М. К вопросу о «хазарском наследстве» (хазарские иудеи и проблема происхождения караимов и крымчаков). С. 273; Могаричев Ю. М., Сазанов А. В., Шапошников А. К. Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма «хазарского периода». С. 225–227.

Науменко В. Е. Место Боспора в системе византийско-хазарских отношений // Бахчисарайский историко-археологический сборник. Симферополь, 2001. Вып. 2. С. 353.

Науменко В. Е. Таврика у контексті візантійско-хозарських відносин: політико-адміністративний аспект: автореф. дис. … канд. іст. наук. К., 2004. С. 17.
Опубліковано
2019-09-23
Як цитувати
Могаричов, Ю. М. (2019). Про час заснування Фульської єпархії у Криму. Дриновський збірник, 10, 187-194. https://doi.org/10.7546/DS.2017.10.17