Богатое катакомбное захоронение с Верхне-Салтовского IV могильника

  • В. С. Аксёнов
Ключевые слова: салтово-маяцкая культура, аланы, катакомба, дирхем, амулеты

Аннотация

Работа посвящена публикации материалов катакомбы № 119, открытой на Верхне-Салтовском IV могильнике в 2013 г. Погребальная камера содержала захоронение женщины 20–25 лет и ребенка (девочки) 4–5 лет. Останки женщины покоились на полу камеры, тогда как ребенок был уложен на слой грунта толщиной 0,25 м, перекрывавший всю поверхность пола. Женщина и ребенок принадлежали к социальной и имущественной верхушке верхнесалтовского общества. На это указывает обнаруженный при них инвентарь, в составе которого присутствовали два дирхема, украшавшие налобную повязку ребенка, и десять монет, превращенных в подвески и входившие в состав ожерелья, у женщины. Такое количество дирхемов в одной катакомбе обнаружено впервые на могильнике у с. Верхний Салтов. Состав инвентаря позволяет датировать катакомбу серединой/второй половиной IX в.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Плетнева С. А. На славяно-хазарском пограничье: Дмитриевский археологический комплекс. — М., 1989.

Сарапулкин В. А. Отчет о раскопках могильников салтово-маяцкой культуры в Шебекинском районе Белгородской области в 2004 году. — Белгород, 2004. — 58 л. // Архив Белгородского госуниверситета.

Михеев В. К. Отчет о раскопках Средневековой археологической экспедиции Харьковского госуниверситета в 1994 году. — Харьков, 1994. — 39 с. // Архив Института археологии НАНУ. — 1994/34.

Сарапулкин В. А. Ржевский грунтовой могильник салтово-маяцкой культуры (предварительное сообщение) // Археологические памятники Восточной Европы. — Вып. 12. — Воронеж, 2006.

Лаптев А. Монеты в салтовских памятниках верхнего Подонцовья (Верхне-Салтовский IV-й катакомбный и Нетайловский грунтовой могильники) // I Международная научная конференция «РАСМИР»: Восточная нумизматика»: сборник научных трудов. — К., 2013.

Иченская О. В. Особенности погребального обряда и датировка некоторых участков Салтовского могильника // Вопросы хронологии и периодизации памятников Украины. — К., 1983.

Зайцев Б. П. Куфические монеты на территории Харьковщины // Харьковский исторический альманах. — № 1 — Харьков, 2002.

Ковалевская В. Б. Компьютерная обработка массового археологического материала из раннесредневековых памятников Евразии. — М., 2000.

Ковалевская В. Б. Хронология древностей северокавказских алан // Аланы: история и культура. — Владикавказ, 1995.

Минаева Т. М. К истории алан Верхнего Прикубанья по археологическим данным. — Ставрополь, 1971.

Савченко Е. И. Крымский могильник // АОН. — Вып. 1. — М., 1986.

Сташенков Д. А. Евразийская мода в эпоху раннего средневековья (к постановке проблемы) // Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н. э. (вопросы хронологии). — Самара, 1998.

Плетнева С. А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура // МИА. — 1967. — № 146.

Комар А. В. Предсалтовские и раннесалтовские горизонты Восточной Европы // Vita antiqua. — 1999. — № 2.

Иерусалимская А. А. Кавказ на шелковом пути. — СПб., 1992.

Кропоткин В. В. Клады византийских монет на территории СССР // САИ. — Вып. Е 4–4. — М., 1962.

Ртвеладзе Э. В, Рунич А. П. Находки индикаций византийских монет вблизи Кисловодска // ВВ. — 1971. — Т. 32.

Аксенов В. С. Старосалтовский катакомбный могильник // Vita antiqua. — 1999. — № 2.

Аксенов В. С. Рубежанский катакомбный могильник салтово-маяцкой культуры на Северском Донце // Донская археология. — 2001. — № 1–2.

Абрамзон С. М. Рождение и детство киргизского ребенка // Сборник МАЭ. — 1949. — Т. 12.

Столба В. Ф. Бусы, подвески и амулеты: вера в сглаз у греческого и местного населения Таврики // ВДИ. — 2009. — № 2.

Троицкая А. Л. Рождение и первые годы жизни ребенка у таджиков долины Зеравшана // СЭ. — 1935. — № 6.

Усманова Э. Р., Ткачев А. А. Головной убор и его статус в погребальном обряде (по материалам андроновских погребений) // ВДИ. — 1993. — № 2.

Хомич Л.В. Обычаи и обряды, связанные с детьми, у ненцев // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.

Голан А. Миф и символ. — М.: Русслит, 1993. — 375 с.

Флёрова В. Е. Образы и сюжеты мифологии Хазарии. — Иерусалим — М., 2001.

Васильева Г. П. Магические функции детских украшений у туркмен // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. — М., 1986.

Ковалевский А. П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг.: Статьи, переводы и комментарии. — Х., 1956.

Каминский В.Н. Алано-болгарский могильник близ станицы Старокорсунской на Кубани // СА. — 1987. — № 4.

Аксёнов В. С. Ранняя группа личных украшений салтовского населения Подонцовья (по материалам погребений с фибулами Нетайловского могильника) // Древности, 2012: Харьковский историко-археологический ежегодник. — Х., 2012. — Вып. 11.

Бабенко В. А. Дневник раскопок в Верхнем Салтове, проведенных в 1905–6 году // Труды XIII АС в Екатеринославле. — Т. 1. Ч. 1. — М., 1907.

Бабенко В. А. Дневник археологических раскопок в Верхнем Салтове 1906 г. // Труды XIII АС в Екатеринославле. — Т. 1. Ч. 1. — М., 1907.

Щеглова О. А. О двух группах «древностей антов» в Среднем Поднепровье // Материалы и исследования по археологии Днепровского левобережья. — Курск, 1990.

Гавритухин И. О., Обломский А. М. Гапоновский клад и его культурно-исторический контекст. — М., 1996.

Багаев М. Х., Виноградов В. Б. Раскопки раннесредневекового могильника у сел. Харачой // КСИА. — 1972. — Вып. 132.

Аксёнов В. С. Отчет об археологических исследованиях раннесредневековых памятников экспедицией Харьковского исторического музея в 2012 г. — Харьков, 2013. — 49 с. // Архив Харьковского исторического музея.

Доде З. В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории. — М., 2001.

Студенецка Е. Н. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII—XX вв. — М., 1989.

Иванов С. В. О детских «амулетах» нанайцев // Сборник МАЭ. — 1977. — Т. 33.

Борозна Н. Г. Некоторые материалы об амулетах-украшениях населения Средней Азии // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. — М., 1975.

Иванов В. В., Топоров В. Н. Птицы // Мифы народов мира. — Т. 2. — М., 1997.

Гаджиев Г. А. Верования лезгин, связанные с животными // СЭ. — 1977. — № 3.

Яценко С. А. Костюм древней Евразии (ираноязычные народы). — М., 2006.

Колода В. В. К вопросу о салтовских погребениях на поселениях (на примере богатого женского захоронения на городище Мохнач) // Древности, 2011: Харьковский историко-археологический ежегодник. — Х., 2011. — Вып. 10.

Албегова З. Х. Палеосоциология аланской религии VII—IX вв. (по материалам амулетов из катакомбных погребений Северного Кавказа и Среднего Дона) // РА. — 2001. — № 2.
Опубликован
2016-12-19
Как цитировать

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>