Конфессиональные дискуссии среди саксонских теологов в 40–70-х гг. XVI века: истоки лютеранской ортодоксии

  • Сергей Анатольевич Кариков Национальный университет гражданской защиты Украины, доцент кафе- дры социальных и гуманитарных дисциплин https://orcid.org/0000-0001-5121-4103
Ключевые слова: Конфессиональные дискуссии среди саксонских теологов в 40–70-х гг. XVI века: истоки лютеранской ортодоксии

Аннотация

Статья посвящена проблема идейных противоречий среди евангелических теологов Саксонии в эпоху лютеранской конфессионализации. Рассмотрены предпосылки расхождений между теологами, основные пункты дискуссий, способы преодоления этих противоречий. Охарактеризовано основное содержание «Формулы Согласия» 1577 г. и ее роль в создании ортодоксии. Сделан вывод, что идейное противостояние гнезиолютеран и филиппистов стало своеобразным «кризисом роста» лютеранства. Отмечено, что его преодоление создало основу для формирования лютеранской ортодоксии.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Zur Mühlen K.-H. Reformation und Gegenreformation. — Göttingen, 1999. — T. 2.

Koch E. Das konfessionelle Zeitalter — Katholizismus, Luthertum, Calvinismus (1563–1675). — Leipzig, 2000.

Hauschild W.-D. Lehrbuch der Kirchen- und Dogmengeschichte. — Gütersloh, 2005. — Bd. 2.

Seebaß G. Geschichte des Christentums III. Spätmittelalter — Reformation — Konfessionalisie- rung. — Stuttgart, 2006.

Dingel I. Historische Einleitung // Dingel I. Der Adiaphoristische Streit (1548–1560). — Göttingen, 2012.

Jambrek S. Flacius’ Struggle for the Freedom of the Church // KAIROS — Evangelical Journal of Theology. — 2012. — Vol. VI. — № 2.

Folgen der Niederlage: das Augsburger Interim / R. A. Müller [Hg.] // Deutsche Geschichte in Quellen und Darstellung. — Stuttgart, 2001. — Bd. 3.

Stump J. Life of Philip Melanchthon. — N. Y., 1897.

Бережная Н. А. Кальвинистская Реформация в Германии: пример Пфальца : автореф. дисс.… канд. ист. наук : 07.00.03 — Всеобщая история (новая и новейшая история) / Санкт- Петербургский государственный университет. — СПб., 2015.

Das Interim / H. Junghans [Hg.] // Die Reformation in Augenzeugenberichten. — München, 1973.

Андронов И. Е. Межконфессиональная полемика в западноевропейской церковной истори- ографии XVI века : автореф. дисс. … д-ра ист. наук : 07.00.09 — Историография, источни- коведение и методы исторического исследования / Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. — М., 2015.

Keller R. Matthias Flacius Illyricus (1520–1575) // Keller R. Luthertum in der Vielfalt seiner Geschichte. — Regensburg, 2006.

Ревуненкова Н. В. Протестантизм. — СПб., 2007.

Хегглунд Б. История теологии / пер. с швед. В. Володина. — СПб., 2001.

Соколов В. В. Философское дело Эразма из Роттердама / пер. с латин. Ю. М. Каган // Эразм Роттердамский. Философские произведения. — М., 1986.

Эразм Роттердамский. Диатриба, или Рассуждение о свободе воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. — М., 1986.

Лютер М. О рабстве воли / пер. с латин. Ю. М. Каган // Эразм Роттердамский. Философские произведения. — М., 1986.

Прокопьев А. Ю. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555–1648. — СПб., 2008.

Бережная Н. А. Меланхтон и проблема криптокальвинизма в протестантской Германии середины XVI в. // Клио. — 2015. — №1(97).

Roensch M. Die theologische Bedeutung der Konkordienformel vor ihrem geschichtlichen Hintergrund // Lutherische Theologie und Kirche. — 1977. — № 3.

Konkordienformel / H. G. Pöhlmann [Bearb.] // Unser Glaube. Die Bekentnisschriften der evange- lisch-lutherischen Kirche. — Gütersloh, 1991.

Heussi K. Kompendium der Kirchengeschichte. — Tübingen, 1991.

Zeeden E. W. Das Zeitalter der Gegenreformation von 1555 bis 1648. — München, 1979.

Zeeden E. W. Die Entstehung der Konfessionen. Grundlagen und Formen der Konfessionsbildung im Zeitalter der Glaubenskämpfe. — München; Wien, 1965.

Рыбакова О. Б. Функции ортодоксии и гетеродоксии в процессе легитимации религиозных институтов // Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2009. — Вып. 10(1).

Опубликован
2018-08-21
Как цитировать