Реконструкция костюма аланских женщин по археологическим мате- риалам раннесредневекового катакомбного могильника у с. Верхний Салтов

  • Виктор Степанович Аксёнов Харьковский исторический музей имени М. Ф. Сумцова, заведующий отделом археологии
Ключевые слова: салтово-маяцкая культура, катакомба, аланы, костюм, амулеты.

Аннотация

В работе предложена реконструкция костюма женщин, проживавших на территории лесостепного  варианта  салтово-маякой  культуры  и  принадлежавших  к  аланском этносу. Для реконструкции были привлечены материалы из четырех наиболее репрезентативных по находкам и хорошо сохранившихся погребальных комплексов Верхне- Салтовского IV катакомбного могильника (кат. № 30, 52, 111, 119). Для достоверности воспроизведения костюма верхнесалтовских женщин были привлечены материалы по одежде и головным уборам, полученные из могильников VIII—XI вв. Северного Кав- каза, где предметы одежды в силу природных условий хорошо сохранились (Мощевая Балка, Нижний Архыз). В убранстве костюма женщин репродуктивного возраста из катакомб ВСМ-IV присутствует большое количество разнообразных личных украшений, часть которых должна была охранять человека от воздействия злых/потусторонних сил. Другая часть украшений, являясь символами светлых сил, была связана с идеей плодородия, благоденствия и изобилия, и была направлены на сохранение и приумно- жение детородной функции молодых женщин. Реконструируемое убранство костюма каждой женщины из катакомб ВСМ-IV, при общей схожести, имеет индивидуальные черты, что обусловлено, по-видимому, их разным возрастом, социальным и имуществен- ным положением, наличием или отсутствием детей.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Доде З. В. Костюм населения Северного Кавказа VII—XVII веков (Реконструкция этносоци- альной истории). — Дис. докт. ист. наук. — М., 2007.

Яценко С. А. Костюм древней Евразии (ираноязычные народы). — М., 2006.

Иерусалимская А. А. Некоторые вопросы изучения раннесредневекового костюма (по мате- риалам анализа одежды адыго-аланских племен VIII—IX вв.) // Культура евразийских степей второй половины I тысячелетия н. э. (из истории костюма). — Т. 1. — Самара, 2001.

Иерусалимская А. А. Кавказ на шелковом пути. Каталог временной выставки. — СПб., 1992.

Иерусалимская А. А. Мощевая Балка. Необычный археологический памятник на Северокав-казском шелковом пути. — СПб., 2012.

Доде З.В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории. — М., 2001.

Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII—XX вв. — М., 1989.

Аксенов В. С. Богатое катакомбное захоронение с Верхне-Салтовского IV могильника // Древ- ности, 2014–2015: Харьковский историко-археологический ежегодник. — Вып. 13. — Х., 2015.

Орфинская О. В. Аланский костюм VIII—IX вв. (по материалам из скальных могильников Карачаево-Черкесии) // Культура евразийских степей второй половины I тысячелетия н. э. (из истории костюма). — Т. 1. — Самара, 2001.

Кузнецов В. А. Очерки истории алан. — Владикавказ, 1992.

Аксенов В. С. К вопросу интерпретации разрушенных скелетов в катакомбных захоронени- ях салтово-маяцкой культуры // Древности, 2013: Харьковский историко-археологический ежегодник. — Вып. 12. — Х., 2013.

Аксенов В. С., Лаптев А. А. К вопросу о славяно-салтовских контактах (на примере катаком- бы № 93 могильника у с. Верхний Салтов) // Древности, 2009: Харьковский историко-архе- ологический ежегодник. —Вып. 8. — Х., 2009.

Аксенов В. С. Отчет об археологических исследованиях Верхне-Салтовского IV катакомбно- го могильника в 2000 г. — Харьков, 2000 // Архив ХИМ имени Н. Ф. Сумцова.

Аксенов В. С. Пуговицы из раковины моллюсков у аланского населения салтово-маяцкой культуры (по материалам катакомбных могильников бассейна Северского Донца) // Хазар- ский альманах. — Т. 13. — М., 2015.

Аксенов В. С. Отчет об археологических исследованиях раннесредневековых памятников экспедицией Харьковского исторического музея в 2011 г. — Харьков, 2012 // Архив ХИМ имени Н. Ф. Сумцова.

Аксенов В. С. Исследования Верхнесалтовского катакомбного могильника в 1997 г. // Древ- ности, 1997–1998: Харьковский историко-археологический ежегодник. — Х., 1998.

Столба В. Ф. Бусы, подвески и амулеты: вера в сглаз у греческого и местного населения Таврики // ВДИ. — 2009. — № 2.

Тохтабаева Ш. Ж. Семантика казахских украшений // СЭ. — 1991. — № 1.

Шиллинг Е. М. Кубачинцы и их культура. Историко-этнографические этюды // Труды Ин- ститута этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия. — Т. VIII. — М.; Л., 1949.

Чурсин Г.Ф. Амулеты и талисманы кавказских народов. — Махачкала,1929.

Ковалевская В. Б. Хронология древностей северокавказских алан // Аланы: История и куль- тура. Alanica, III. — Владикавказ, 1995.

Флерова В. Е. Образы и сюжеты мифологии Хазарии. — М., 2001.

Ковалевский А. П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о путешествии его на Волгу в 921–922 гг.: Статьи, переводы и комментарии. — Х., 1956.

Злыднева Н. В. Белый цвет в русской культуре XX века // Признаковое пространство культу- ры. — М., 2002.

Албегова З. Х. К вопросу о религии алан (по амулетам салтово-маяцкой культуры) // Базы данных в археологии. — М., 1995.

Албегова З. Х. Палеосоциология аланской религии VII—IX вв. (по материалам амулетов из катакомбных погребений Северного Кавказа и Среднего Дона) // РА. — 2001. — №

Опубликован
2018-08-21
Как цитировать