Сёрен Обю Кьеркегор К 200-летию со дня рождения мыслителя (5 мая 1813 – 11 ноября 1855)
Abstract
День 5 мая с интервалом в 5 лет дал миру двух выдающихся
философов. Первому – Сёрену Кьеркегору суждено было стать
предтечей экзистенциализма (но не кьеркергизма!), а второму –
Карлу Марксу судилось уже при жизни вкусить признание как автору
одноименного материалистического учения.
Так получилось, что несколько авторитетных критиков
философии Гегеля и Сёрен Кьеркегор, и Огюст Конт, и Карл Маркс
примерно в одно время сформулировали каждый на свой лад
концепции стадий развития человеческого существования. Если у
первых двух таковых было по три, то у Маркса – пять. Впрочем, и эти
пять можно свести к трем: первобытнообщинная, эксплуататорская,
коммунистическая. Но во всем остальном это очень разные люди,
мыслители, исследователи человеческой истории и человеческого
духа.
Среди понятий и категорий, возвращённых Кьеркегором в
лоно философии, категория отчаяния является одной из важнейших
в его трудах. Поскольку отчаяние – это болезнь духа, то возможны
три образа отчаяния: 1) разуверенный, кто не осознает своего Я
(неистинное отчаяние); 2) разуверенный, кто не желает быть собой;
3) разуверенный, который желает быть в отчаянии. Следовательно,
существуют два образа действительного отчаяния. Первый, –
нежелание быть самим собой, то есть желание лишиться своего Я.
Второй, – отчаянное стремление оставаться самим собой. Всякое отчаяние в конечном итоге решается в
этом стремлении и к нему приводит.
В чистой диалектике отчаяние – это и преимущество, и недостаток. То, что мы подвластны
отчаянию, возвышает нас над животными, уверен Кьеркегор. Преимущество христианина перед
природным человеком в том, что он осознает нашу подчиненность отчаянию. Блаженство христианина в
том, что он способен исцелиться от отчаяния.
«Но откуда же берется отчаяние?», – задается вопросом Кьеркегор. В самом духе, в Я лежит
ответственность, от которой зависит отчаяние. Отчаяние зависит от ответственности, но многие из тех,
кто впал в отчаяние, обманываются, полагая, что отчаяние – несчастье.
Кьеркегор – тонкий психолог, он видит, что человек склонен постоянно возвращаться к оценке
того, как им реализована его ответственность. Поэтому в контексте своей диалектики он широко
оперирует категориями возможность и действительность. Когда человек в отчаянии, – он подцепляет
отчаяние. В этой ситуации человек несет в себе все возможное прошлое в качестве действительного в
настоящее время. «Отчаяние – это не последовательность несоответствий, но отношение, которое
ориентировано на самого себя». Человек не может освободиться от этого отношения, – делает вывод
Кьеркегор.
В современной культуре глобального информационного общества отчаяние трансформировалось.
Во-первых, оно приспособилось к новациям человеческой экзистенции, к принципиально отличной от
прежних социально-экономической ситуации, и просматривается сквозь блеск и мишуру всевозможных
шоу и развлекательных программ. Во-вторых, современному образу отчаяния свойственен уход от
действительности в форме массового употребления алкоголя, наркотиков и других средств,
притупляющих остроту восприятия мира. В-третьих, развитая система виртуальных коммуникаций
позволяет поделиться своими бедами и сомнениями с другим или, напротив, порадоваться горю другого,
каким в нашей украинской реальности зачастую выступает представитель властных или бизнесовых
структур.
Актуальность идей Сёрена Кьеркегора бесспорна и ныне, два столетия спустя. Отчаяние, страх,
тревога, глубинные экзистенциальные проявления человека повсеместно предстают перед нами в самых
невообразимых формах и в наш просвещенный и технически развитый век. Ибо сущность человека, как
творения особого рода, остаётся неизменной. А чего в ней больше – телесного или психического? Но
этого не смог однозначно определить ни основоположник экзистенциализма, ни последующие мыслители,
а посему вопрос этот так остаётся предметом дискуссий и исследований.
Проф. В.Н. Вандышев
05.05.2013 г.