Children’s Graves from catacombs of Verchne-saltovskyi (Upper saltovskyi) Archaeological complex (an Attempt of Age-sex and social Interpretation)

  • М. В. Хоружая
Keywords: Verchne-Satovskiy burial, childrens burials, funeral inventory, alans, amulets

Abstract

In this paper we analyzed the materials of 85 children’s graves from 61 catacomb ground burials, which belong to Verchne-Saltovskyi (Upper Saltovskyi) archaeological complex (Rubezhanskyi, Staro- Saltovskyi (Old Saltovskyi) burials and three participants of necropolis near the village Verchnii Saltov (Upper Saltov). These materials have shown the existence of a population of Alani of Verchnii Saltov (Upper Saltov), likewise most nations of the world have division of children into three groups: 3–4 years (young children), 4–8/ 10 years (older children) and 10–14 years (teenagers). This is reflected in the composition of the inventory of children’s graves of different age groups, which depended on the degree of the social, public and industrial involvement of the children. All children’s graves are characterized by the presence of things, which served as talismans, amulets. Different number of amulets in the children’s graves of the same age group depended on the health of the child and the number of children in his family. The composition of the inventory of children’s graves suggests the presence of two population groups in the Verchne-Saltovskyi (Upper Saltovskyi) community: commune and insignificant number of social and property top of society.

Downloads

Download data is not yet available.

References

Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. — Новосибирск, 1989.

Грачева Г. Н. Социализация детей и подростков в традиционном обществе нганасан // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.

Аксенов В. С. Обряд обезвреживания погребенных в Верхне-Салтовском и Рубежанском катакомбных могильниках салтово-маяцкой культуры // РА. — 2002. — № 3.

Алексеенко Е. А. Ребенок и детство в культуре кетов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.

Соколова З. П. Пережитки религиозных верований у обских угров // Сборник МАЭ. — 1971. — Т. 27.

Федорова Е. Г. Ребенок в традиционной мансийской семье // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.

Бутанаев В. Я. Воспитание маленьких детей у хакасов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.

Хомич Л. В. Обычаи и обряды, связанные с детьми, у ненцев // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.

Мишина Т. Н. Социальный аспект изучения интрамуальных детских погребений (по материалам эпохи ранней бронзы телля Юнаците, Балканы) // КСИА. — 2010. — Вып. 224.

Аксенов В. С. Отчет об археологических исследованиях Верхне-Салтовского IV могильника в 1998 г. Харьков, 1999 // Архив ХИМ.

Бородулин В. Г. Отчет о раскопках Старо-Салтовского катакомбного могильника и кургана, расположенного на землях колхоза «Березовский» Харьковского района в 1982 году. Харьков, 1982 // Архив ХИМ.

Аксёнов В. С. Отчет об археологических исследованиях в 2009 г. Харьков, 2010 // Архив ХИМ.

Абрамзон С. М. Рождение и детство киргизского ребенка // Сборник МАЭ. — 1949. — Т. 12.

Чесноков Ю. В. Некоторые аспекты традиционного воспитания детей в культуре оленных чукчей и коряков // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.

Вебер-Келлерман И. Обряды жизненного цикла и социальная стратификация Семья и детство // СЭ. — 1988. — № 6.

Смирнова Я. С. Семья и семейный быт // Культура и быт народов Северного Кавказа. — М., 1968.

Васильева Г. П. Магические функции детских украшений у туркмен // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. — М., 1986.

Аксёнов В. С. Символы христианской веры в захоронениях салтово-маяцкой культуры с территории Харьковщины // Салтово-маяцька археологічна культура: проблеми та дослідження. — Х., 2013.

Бородулин В. Г., Пархоменко О. В. Отчет о раскопках Верхнесалтовского и Рубежанского катакомбных могильников, расположенных на территории колхоза «Украина» Волчанского района Харьковской области в 1987 году. Харьков, 1987 // Архив ХИМ.

Иерусалимская А. А. Кавказ на шелковом пути: Каталог временной выставки. — СПб., 1992.

Аксенов В. С. Рубежанский катакомбный могильник салтово-маяцкой культуры на Северском Донце // Донская археология. — 2001. — № 1–2.

Аксёнов В. С. Отчет об археологических исследованиях раннесредневековых памятников экспедицией Харьковского исторического музея в 2011 г. Харьков, 2012 // Архив ХИМ.

Дьяконова В. П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгиров // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.

Иванов С. В. О детских «амулетах» нанайцев // Сборник МАЭ. — 1977. — Т. 33.

Решетова И. К. Новые антропологические материалы салтово-маяцкой культуры из могильника Верхний Салтов-IV // РА. — 2012. — № 3.

Павлинская Л. Р. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.

Столба В. Ф. Бусы, подвески и амулеты: вера в сглаз у греческого и местного населения Таврики // ВДИ. — 2009. — № 2.

Троицкая А. Л. Рождение и первые годы жизни ребенка у таджиков долины Зеравшана // СЭ. — 1935. — № 6.

Усманова Э. Р., Ткачев А. А. Головной убор и его статус в погребальном обряде (по материалам андроновских погребений) // ВДИ. — 1993. — № 2.

Серебрякова М. Н. О некоторых представлениях, связанных с семейно-обрядовой практикой сельских турок // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. — М., 1980.

Хоружая М. В. Катакомбные захоронения главного Верхне-Салтовского могильника (раскопки 1984 года) // Степи Европы в эпоху средневековья. Хазарское время. — Донецк, 2009. — Т. 7.

Хоружая М. В. «Рогатые» пряжки в знаковой системе салтовского населения бассейна Северского Донца // ВХУ. — Х., 2009. — № 852: Історія. — Вип. 41.

Хоружая М. В. Попытка интерпретации погребений в дромосах катакомбных захоронений Верхне-Салтовского могильника // Восточноевропейские древности: сборник научных трудов. — Воронеж, 2012.

Хоружая М. В. Ямные захоронения Верхне-Салтовского катакомбного могильника // Проблеми дослідження пам’яток археології Східної України. Матеріали III Луганської міжнародної історико-археологічної конференції, присвяченої пам’яті С. Н. Братченка. — Луганськ, 2012.

Аксьонов В. С. Сидяче поховання з аланського катакомбного могильника біля с. Верхній Салтів // Археологічний літопис Лівобережної України. — 2003. — № 2.

Плетнева С. А. На славяно-хазарском пограничье. Дмитриевский археологический комплекс. — М., 1989.

Магометов А. Х. Семья и семейный быт осетин в прошлом и настоящем. — Орджоникидзе, 1962.

Смирнова Я. С. Изменение брачного возраста у народов Северного Кавказа за годы советской власти // СЭ. — 1973. — № 1.

Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX — начале XX века. — Л., 1988.

Балушок В. Г. Инициации древних славян (попытка реконструкции) // ЭО. — 1993. — № 4.

Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в средние века. Очерки демографической истории Франции. — М., 1991.

Афанасьев Г. Е. Система социально-маркирующих предметов в мужских погребальных комплексах донских алан // РА. — 1993. — № 4.

Афанасьев Г. Е. Донские аланы. Социальные структуры алано-ассо-буртасского населения Среднего Дона. — М., 1999.

Михеев В. К. Экономика и социальные отношения у населения Хазарского каганата (вторая половина VIII — середина X вв.: Дис. … докт. ист. наук. Харьков, 1984.

Аксенов В. С., Хоружая М. В. Катакомба № 72 Верхне-Салтовского могильника // Древности, 2005: Харьковский историко-археологический ежегодник. — Х., 2005.

Аксёнов В. С. Катакомба № 99 Верхне-Салтовского IV могильника (к вопросу распространения христианства среди салтовского населения Подонцовья) // Сугдейский сборник. — К.; Судак, 2010. — Вып. IV.

Ковалевская В. Б. Изображение коня и всадника на средневековых амулетах Северного Кавказа // Вопросы древней и средневековой археологии Восточной Европы. — М., 1978.

Аксенов В. С. Старосалтовский катакомбный могильник // Vita antigua. — 1999. — № 2.

Аксёнов В. С. Отчет об археологических исследованиях раннесредневековых памятников экспедицией Харьковского исторического музея в 2013 году. Харьков, 2014. // Архив ХИМ.
Published
2016-12-19
Cited
How to Cite
Хоружая, М. В. (2016). Children’s Graves from catacombs of Verchne-saltovskyi (Upper saltovskyi) Archaeological complex (an Attempt of Age-sex and social Interpretation). Antiquities (Drevnosti). Kharkiv Historical & Archaeological Annual, 13, 257-274. Retrieved from https://periodicals.karazin.ua/drevnosti/article/view/4865