Роль шкільних підручників з історії у формуванні толерантності учнів
Анотація
У статті аналізується роль шкільного підручника історії в процесі формування толерантності учнів; розглядаються теоретичні інтерпретації поняття «толерантність», фактори формування толерантності як познаки особистості; обґрунтовується необхідність аналізу толерантності як одного з базових принципів при розробці дидактичних і методичних матеріалів для шкільних підручників історії. Огляд теоретичних інтерпретацій поняття «толерантність» дозволив авторові виділити три аспекти даного феномена: толерантний світогляд як моральна цінність, толерантне спілкування як комунікативна норма й толерантна поведінка як консолідуюча стратегія. У висновку перераховані навички й уміння, що є механізмом формування толерантності. Вони згруповані по ключовим компетенціям історичної освіти: загальнокультурна, соціальна, інформаційна компетенції.
Завантаження
Посилання
2. Головаха Е., Панина Н. Национальная толерантность и идентичность в Украине: опыт применения шкалы социальной дистанции в мониторинговом социологическом исследовании / Е. Головаха, Н. Панина // Социологический журнал. – 2005. – № 4.
3. Паниотто В. И. Динамика ксенофобии и антисемитизма в Украине (1994-2007) / В. И. Паниотто // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2008. – № 1. – С. 197–214.
4. Григорьева О. Проблема интолерантности в пространстве современного межкультурного взаимодействия / О. Григорьева // Журнал исследований социальной политики. – 2011. – Т. 9. – № 1. – С. 138–141.
5. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий / пер. А. А. Зотов // Социологические исследования. – 2006. – № 1. – С. 45–53.
6. Соколов В. М. Толерантность: состояние и тенденции / В. М. Соколов // Социологические исследования. – 2003. – № 8. – С. 54 – 63.
7. Шипилов А. В. Демократия и толерантность / А. В. Шипилов // Социологические исследования. – 2005. – № 3. – С. 38 – 43.
8. Толерантность / [Ойзерман Т. И., Мчедлова Е. М., Логинов А. В., Тощенко Ж. Т. и др.] ; под общ. ред. М. П. Мчедлова. – М.: Республика, 2004. – 416 с.
9. Хижняк О. В. Соціальна толерантність в теоретико-соціологічному вимірі : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. соцiол. наук : 22.00.01 «Теорія та історія соціології» / О. В. Хижняк. — Харків, 2010. — 20 с. — укp.
10. Лебедева О. В. Толерантность в модернистских и постмодернистских социологических теориях: её преломление в практике дипломатических отношений: дис. … кандидата социол. наук : 23.00.02 / Ольга Владимировна Лебедева. – Москва, 2006. – 174 с.
11. Иванова Л. М. Формирование толерантности в системе современного менталитета учащихся старшего школьного возраста (На примере изучения обществоведческих дисциплин в национальной школе): дис. ... кандидата пед. наук : 13.00.01 / Лилия Михайловна Иванова. – Якутск, 2003. – 181 c.
12. Кудзиева Н. Ю. Формирование толерантности у субъектов высшего профессионального образования: дис. ... кандидата пед. наук : 13.00.08 / Наталья Юрьевна Кудзиева. – Москва, 2003. – 163 c.
13. Панченко С. А. Развитие толерантности как условие сохранения психологического здоровья подростков: дис. ... кандидата псих. наук : 19.00.07 / Светлана Анатольевна Панченко. – Ставрополь, 2007. – 258 с.
14. Хижняк О.В. Соціологічні підходи до вивчення соціальних проблем (на прикладі концептуалізації толерантності) / О.В. Хижняк // Методологія, теорія та практика соціологічного аналізу сучасного суспільства : Збірник наукових праць. – Випуск 16. – Х. : ХНУ імені В.Н. Каразіна. – 2010. – С. 66–71.
15. Победа Н. А. Толерантность: содержательные смыслы и социологическая интерпретация / Н. А. Победа // Социологические исследования. – 2007. – № 6. – С. 13–28.
16. Зеленина Е. Букет невежества и пошлости, или Что осталось за кадром происшествия на Форуме министров образования европейских стран? // Время. – 27.09.2011. – С. 3.
17. Декларация принципов толерантности, принятая на 28-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 ноября 1995 г. – [Электронный ресурс]. – Declaration of Principles on Tolerance (UNESCO). – Available from : http://www.unesco.org/webworld/peace_library/UNESCO/HRIGHTS/124-129.HTM.
18. Семинар-тренинг "Формирование толерантного поведения у детей и подростков" – [Электронный ресурс]. – Сибирский центр инновационных педагогических технологий «Открытие». – Режим доступа : http://www.open.websib.ru/service2-1.php
19. Элиасберг Н. И. Формирование толерантности школьников в системе гражданско-правового образования / Н. И. Элиасберг // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 2. – С. 56–62.
20. Форосова В. В. О религиозных корнях толерантности / В. В. Форосова // Социологические исследования. – 2004. – № 1. – С. 54–61.
21. Рубцова О. В. Теоретические основы формирования этико-правовой культуры и толерантности обучающихся [Электронный ресурс] / О. В. Рубцова // Проект «Новое поколение». – Режим доступа : http://www.74213np.edusite.ru/p66aa1.html
22. Яковенко Н. Концепція нового підручника української історії / Н. Яковенко // Історія України. – 2010. – № 29 (669). – С. 13–19.
23. Викладання історії в школі: на шляху до толерантності. – Аналітичний звіт за результатами проекту, який реалізований за фінансової та організаційної підтримки Міжнародного фонду «Відродження» (жовтень 2010 - травень 2011 рр., м. Харків). – [Електроний ресурс]. – Східноукраїнський Фонд соціальних досліджень. – Режим доступу: http://www.sociology.kharkov.ua/fond/report/
24. Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия / М. Липман // Вопросы философии. – 1995. – № 2. – С. 110–121.

