Раннехристианская погребальная живопись Херсонеса – Херсона (к итогу дискуссии о датировке).
Abstract
Херсонесские склепы с христианской полихромной
погребальной живописью входят в число наиболее ранних
памятников христианского искусства. Сегодня известно 12 таких
погребальных сооружений. Они были созданы в период
становления херсонесской христианской общины (сер. IV в. н.э.) и
использовались в течение около 100 лет. Постепенно живопись
основанная на античных традициях была вытеснена более
аскетичным стилем.
Downloads
Download data is not yet available.
References
1. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике /
А. П. Голубцов. – СПб., 2006.
2. Диатроптов П. Д. Еще раз к вопросу о датировке росписей
херсонесских христианских склепов / П. Д. Диатроптов //
Церковная археология южной Руси. Сборник материалов
международной конференции «Церковная археология: проблемы,
поиски, открытия». – Симферополь, 2002.
3. Завадская И. А. Декоративно – символическая система росписи
херсонесских христианских склепов / И. А. Завадская // МАИЭТ. –
2005. – Вып. 11.
4. Завадская И. А. Христианизация ранневизантийского Херсонеса /
И. А. Завадская // МАИЭТ. – 2003. – Вып. 10.
5. Зубарь В. М., Хворостяный А. И. От язычества к христианству.
Начальный этап проникновения и утверждения христианства на
юге Украины (вторая половина III – первая половина VI вв.). /
В. М. Зубарь, А. И. Хворостяный – К., 2000.
6. Зубарь В. М. По поводу датировки христианской росписи склепов
из некрополя Херсонеса / В. М. Зубарь // Научно-атеистические
исследования в музеях. – Л., 1988.
7. Зубарь В. М. К интерпретации одного из сюжетов росписи склепа
1912 г. из Херсонеса / В. М. Зубарь // Хсб. – 1999. – Вып. 10.
8. Косцюшко–Валюжинич К. К., Скубетов М. И. Извлечение из
раскопок в Херсонесе Таврическом в 1907 году / К. К. Косцюшко-
Валюжинич, М. И. Скубетов // ИАК. – 1911. – Вып.42.
9. Луковникова Е. Древнехристианская изобразительная символика /
Е. Луковникова // Альфа и Омега. – 1995. – № 3 (6).
10. Миятев К. Декоративната живопись на Софийский некропол /
К. Митяев. – София, 1925.
11. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России /
М. И. Ростовцев – Пг., 1914. – Т. 2.
12. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России.
Атлас. / М. И. Ростовцев – СПб., 1913. – Т. 1.
13. Туровский Е. Я., Филиппенко А. А. Отчет об археологичесских
исследованиях участка некрополя Херсонеса у загородного храма в
2006 г. / Е. Я. Туровский, А. А. Филиппенко // НА НЗХТ. – Д. № 3856.
14. Туровский Е. Я. Участок херсонесского некрополя у загородного
храма Богородицы Влахернской: некрополь святых? /
Е. Я. Туровский // Херсонес – город святого Климента. Тезисы
докладов и сообщений VI Международной конфернции по
Церковной археологии. – Севастополь, 2011.
15. Уваров А. С. Христианская символика / А. С. Уваров. – М., 1908.
16. Хрушкова Л. Г. О начале христианского Херсонеса Таврического:
крестообразная церковь на главном кладбище / Л. Г. Хрушкова //
Сугдейский сборник. – 2005. – Вып. 2.
17. Хрушкова Л. Г. Христианские памятники Крыма (состояние
изучения) / Л. Г. Хрушкова // ВВ. – 2004. – Т. 63 (88).
18. Юрочкин В. Ю. Древнейшее изображение Креста Господня /
В. Ю. Юрочкин // Православные древности Таврики. Сборник
материалов по церковной археологии. – К., 2002.
19. Alexander M. A. Mosaic Ateliers at Tabarka / M. A. Alexader // DOP. –
1987. – Vol. 41.
20. Laurent J. Delphes chréstines / J. Laurent // BCH. – 1899. – Т. 23.
21. Marchenko L. V. A New Early Christian Cript in the Outskirts of
Chersoneses Tauric / L. V. Marchenko // International Conference: The
Cult of Martyrs and Relics and its Architecture in East and West (3d –
7th c. AD). – Varna, 2003.
22. Sauer J. Christusmonogramm / J. Sauer // LThK. – 1958.
23. Valeva J. Les tombeaux ornés de croix et chrismes peints / J. Valeva //
XIII International Congress of Christian Archeology. Actes III. Citta del
Vatikano. – Split, 1998.
А. П. Голубцов. – СПб., 2006.
2. Диатроптов П. Д. Еще раз к вопросу о датировке росписей
херсонесских христианских склепов / П. Д. Диатроптов //
Церковная археология южной Руси. Сборник материалов
международной конференции «Церковная археология: проблемы,
поиски, открытия». – Симферополь, 2002.
3. Завадская И. А. Декоративно – символическая система росписи
херсонесских христианских склепов / И. А. Завадская // МАИЭТ. –
2005. – Вып. 11.
4. Завадская И. А. Христианизация ранневизантийского Херсонеса /
И. А. Завадская // МАИЭТ. – 2003. – Вып. 10.
5. Зубарь В. М., Хворостяный А. И. От язычества к христианству.
Начальный этап проникновения и утверждения христианства на
юге Украины (вторая половина III – первая половина VI вв.). /
В. М. Зубарь, А. И. Хворостяный – К., 2000.
6. Зубарь В. М. По поводу датировки христианской росписи склепов
из некрополя Херсонеса / В. М. Зубарь // Научно-атеистические
исследования в музеях. – Л., 1988.
7. Зубарь В. М. К интерпретации одного из сюжетов росписи склепа
1912 г. из Херсонеса / В. М. Зубарь // Хсб. – 1999. – Вып. 10.
8. Косцюшко–Валюжинич К. К., Скубетов М. И. Извлечение из
раскопок в Херсонесе Таврическом в 1907 году / К. К. Косцюшко-
Валюжинич, М. И. Скубетов // ИАК. – 1911. – Вып.42.
9. Луковникова Е. Древнехристианская изобразительная символика /
Е. Луковникова // Альфа и Омега. – 1995. – № 3 (6).
10. Миятев К. Декоративната живопись на Софийский некропол /
К. Митяев. – София, 1925.
11. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России /
М. И. Ростовцев – Пг., 1914. – Т. 2.
12. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России.
Атлас. / М. И. Ростовцев – СПб., 1913. – Т. 1.
13. Туровский Е. Я., Филиппенко А. А. Отчет об археологичесских
исследованиях участка некрополя Херсонеса у загородного храма в
2006 г. / Е. Я. Туровский, А. А. Филиппенко // НА НЗХТ. – Д. № 3856.
14. Туровский Е. Я. Участок херсонесского некрополя у загородного
храма Богородицы Влахернской: некрополь святых? /
Е. Я. Туровский // Херсонес – город святого Климента. Тезисы
докладов и сообщений VI Международной конфернции по
Церковной археологии. – Севастополь, 2011.
15. Уваров А. С. Христианская символика / А. С. Уваров. – М., 1908.
16. Хрушкова Л. Г. О начале христианского Херсонеса Таврического:
крестообразная церковь на главном кладбище / Л. Г. Хрушкова //
Сугдейский сборник. – 2005. – Вып. 2.
17. Хрушкова Л. Г. Христианские памятники Крыма (состояние
изучения) / Л. Г. Хрушкова // ВВ. – 2004. – Т. 63 (88).
18. Юрочкин В. Ю. Древнейшее изображение Креста Господня /
В. Ю. Юрочкин // Православные древности Таврики. Сборник
материалов по церковной археологии. – К., 2002.
19. Alexander M. A. Mosaic Ateliers at Tabarka / M. A. Alexader // DOP. –
1987. – Vol. 41.
20. Laurent J. Delphes chréstines / J. Laurent // BCH. – 1899. – Т. 23.
21. Marchenko L. V. A New Early Christian Cript in the Outskirts of
Chersoneses Tauric / L. V. Marchenko // International Conference: The
Cult of Martyrs and Relics and its Architecture in East and West (3d –
7th c. AD). – Varna, 2003.
22. Sauer J. Christusmonogramm / J. Sauer // LThK. – 1958.
23. Valeva J. Les tombeaux ornés de croix et chrismes peints / J. Valeva //
XIII International Congress of Christian Archeology. Actes III. Citta del
Vatikano. – Split, 1998.
Published
2014-09-28
How to Cite
Туровский, Е. Я. (2014). Раннехристианская погребальная живопись Херсонеса – Херсона (к итогу дискуссии о датировке). The Journal of V. N. Karazin Kharkiv National University. Series History, (45). Retrieved from https://periodicals.karazin.ua/history/article/view/22
Section
Articles
Authors who publish with this journal agree to the following terms:
- Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.
- Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.
- Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).