ИДЕАЛЫ ПОСТСЕКУЛЯРНОГО ОБЩЕСТВА И РЕАЛИИ ПОСТСОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ХАБЕРМАСИАНСКИЕ МЕДИТАЦИИ
Abstract
В статье проанализированы основные положения концепции постсекулярного
общества Ю. Хабермаса, в частности его тезис о необходимости диалога между
секуляризованными западным обществом и представителями культур, только
вступающих на путь секуляризации, а также между секулярным большинством и
религиозным меньшинством внутри западного социума. Показано, что формой решения
противоречий между сторонниками религиозных и секулярных ценностей в
плюралистическом обществе может стать открытое волеизъявление граждан,
устанавливающее пределы терпимости и допустимости реализации их точки зрения без
нарушения как позитивной свободы на вероисповедание одних, так и негативной свободы
других оставаться незатронутым религиозной практикой. Также в статье частично
оспорен тезис Хабермаса о том, что постсекулярными могут называться только
развитые западные демократические общества. Аргументировано утверждение о том,
что постсоветское общество прошло через процессы секуляризации, подобные тем,
через которые прошли западные общества и формально оно может считаться готовым
к тому, чтобы стать постсекулярным. На основе анализа конфликтной ситуации в
отношениях между сторонниками секулярных и религиозных ценностей в постсоветском
обществе показано, что для его превращения в постсекулярное общество необходимы
значительные усилия по демократизации, отказ от политики влияния государства на
религию и стремления религии к контролю над секулярным обществом, а также
развитие практически отсутствующей сегодня культуры диалога по спорным вопросам
между представителями светского и религиозного сообществ.
Пашков К.В. ІДЕАЛИ ПОСТСЕКУЛЯРНОГО СУСПІЛЬСТВА Й РЕАЛІЇ
ПОСТРАДЯНСЬКОЇ КУЛЬТУРИ: ХАБЕРМАСІВСЬКІ МЕДИТАЦІЇ В статті
проаналізовані головні настанови концепції постсекулярного суспільства Ю. Ґабермаса,
розглянуто в її координатах сучасну кризу у відношеннях між прихильниками секулярних
та релігійних цінностей у контексті пострадянської культури.
Ключові слова: постсекулярне суспільство, потсекулярна культура,
постсекулярність, пострадянське суспільство, пострадянська культура, Ю. Ґабермас.
Pashkov K.V. IDEALS OF POSTSECULAR SOCIETY AND REALITIES OF POSTSOVIET
CULTURE: HABERMASIAN MEDITATIONS The paper analyzes the basic concepts of
postseсular society by Jürgen Habermas, in particular his thesis about the need for dialogue
between the secularized Western society and cultures entering secularization way, as well as
between a secular majority and a religious minority in the Western society. It is shown that a
way to solve a controversy between followers of religious and secular values in a pluralistic
society would be a free expression of citizens will, establishing the limits of tolerance and
acceptability in realization of their views without destroying a positive freedom to practise
religion on one side and the negative freedom to remain unaffected by the religious practice on
the other side. We have partly disproved Habermas' thesis that only advanced Western societies
can be identified as postsecular ones. The post-Soviet society went through processes of
secularization similar to those in the Western societies, and formally it may be considered as
being prepared to become a postsecular society. Based on analysis of a conflict between the
supporters of secular and religious values in the post-Soviet society we have shown that its
transformation into the postsecular society requires substantial efforts for democratization,
limitation in the policy of the state influence on religion and in a tendency of religion to control
a secular society. It also requires the development of a culture of dialogue between the secular
and religious communities which is practically absent today.
Key words: postseсular society, postsecular culture, secular culture, postsecularity, post-
Soviet society, post-Soviet culture, Habermas.