Дискурсивная метафора «здание» в древнерусской гимнографии как источник ряда устойчивых символов
Abstract
В статье рассматривается образно-ассоциативное поле церковнославянских символов, основанных на дискурсивной метафоре «здание». В исследовании использован обширный материал, взятый из московских старопечатных миней, канонников и других богослужебных книг. Приводятся устойчивые атрибуты, предикативные характеристики, а также конструкции, в которых ключевое существительное прямо объясняется с помощью другого слова. Кроме отсылок к библейско-богословскому дискурсу рассматриваются и мифопоэтические истоки образности. Интертекстуальный подход позволяет описать символические значения слов как особый уровень семантики церковнославянского языка, а не как элемент авторского стиля отдельных гимнографовDownloads
Download data is not yet available.
References
1. Аверинцев С. С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. — М., 1972. — С. 25—49.
2. Бусева-Давыдова И. Л. Символика архитектуры по древнерусским письменным источникам ХІ—ХVII вв. // Герменевтика древнерусской литературы: Сб. 2. XVI — нач. XVIII веков — М., 1989. —
С. 279—308.
3. Вендина Т. И. Из кирилло-мефодиевского наследия в русской культуре. — М. : Институт славянове-дения РАН, 2007. — 336 с.
4. Вендина Т. И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка. — М. : Индрик,
2002. — 336 с.
5. Глазунова О. И. Логика метафорических преобразований. — СПб. : Питер, 2000. — 190 с.
6. Житие и служба преподобного Александра Свирского. — СПб., 1818.
7. Илюхина М. А. Метафорический образ в семасиологической интерпретации. — М. : Флинта, Наука, 2010. — 320 с.
8. Ковтун Л. С. Русская лексикография эпохи средневековья. — М.—Л. : Изд-во АН СССР,
1963. — 448 с.
9. Кравецкий А. Г. Опыт словаря литургических символов // Славяноведение. — М., 1995. — № 3. — С. 97—104.
10. Кривко Р. Н. Славянская гимнография IX—XIII вв. в изданиях и исследованиях 1985—2004 гг. // Wiener Slavistisches Jahrbuch. — 2004. — Bd. 50. — S. 203—233.
11. Маслова Ж. Н. Когнитивно-онтологический подход к исследованию генезиса метафоры // Вопросы когнитивной лингвистики. — Тамбов: Российская ассоциация лингвистов-когнитологов, 2013. — № 3. — С. 49—56.
12. Мурьянов М. Ф. Гимнография Киевской Руси. — М. : Наука, 2003. — 451 с.
13. Певко Д. В. Модель мира в древнерусской гимнографии // Вісник Харківського національного уні-верситету. — Х. : ХНУ ім. В. Н. Каразіна, 2001. — С. 54—57.
14. Седакова О. А. Введение к серии публикаций: Материалы к практическому учебнику церковносла-вянского языка // Славяноведение. — М., 1992. — № 3. — С. 76—83.
15. Тахо-Годи А. А., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. — СПб., 1991. — 717 с.
16. Топоров В. Н. Об одном из парадоксов движения. Несколько замечаний о сверх-эмпирическом смы-сле глагола «стоять», преимущественно в специализированных текстах // Концепт движения в языке и куль-туре. — М. : Индрик, 1996. — С. 7—88.
17. Этимологический словарь славянских языков: Праславянский лексический фонд. Вып. 9. — М. : Наука, 1983.
2. Бусева-Давыдова И. Л. Символика архитектуры по древнерусским письменным источникам ХІ—ХVII вв. // Герменевтика древнерусской литературы: Сб. 2. XVI — нач. XVIII веков — М., 1989. —
С. 279—308.
3. Вендина Т. И. Из кирилло-мефодиевского наследия в русской культуре. — М. : Институт славянове-дения РАН, 2007. — 336 с.
4. Вендина Т. И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка. — М. : Индрик,
2002. — 336 с.
5. Глазунова О. И. Логика метафорических преобразований. — СПб. : Питер, 2000. — 190 с.
6. Житие и служба преподобного Александра Свирского. — СПб., 1818.
7. Илюхина М. А. Метафорический образ в семасиологической интерпретации. — М. : Флинта, Наука, 2010. — 320 с.
8. Ковтун Л. С. Русская лексикография эпохи средневековья. — М.—Л. : Изд-во АН СССР,
1963. — 448 с.
9. Кравецкий А. Г. Опыт словаря литургических символов // Славяноведение. — М., 1995. — № 3. — С. 97—104.
10. Кривко Р. Н. Славянская гимнография IX—XIII вв. в изданиях и исследованиях 1985—2004 гг. // Wiener Slavistisches Jahrbuch. — 2004. — Bd. 50. — S. 203—233.
11. Маслова Ж. Н. Когнитивно-онтологический подход к исследованию генезиса метафоры // Вопросы когнитивной лингвистики. — Тамбов: Российская ассоциация лингвистов-когнитологов, 2013. — № 3. — С. 49—56.
12. Мурьянов М. Ф. Гимнография Киевской Руси. — М. : Наука, 2003. — 451 с.
13. Певко Д. В. Модель мира в древнерусской гимнографии // Вісник Харківського національного уні-верситету. — Х. : ХНУ ім. В. Н. Каразіна, 2001. — С. 54—57.
14. Седакова О. А. Введение к серии публикаций: Материалы к практическому учебнику церковносла-вянского языка // Славяноведение. — М., 1992. — № 3. — С. 76—83.
15. Тахо-Годи А. А., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. — СПб., 1991. — 717 с.
16. Топоров В. Н. Об одном из парадоксов движения. Несколько замечаний о сверх-эмпирическом смы-сле глагола «стоять», преимущественно в специализированных текстах // Концепт движения в языке и куль-туре. — М. : Индрик, 1996. — С. 7—88.
17. Этимологический словарь славянских языков: Праславянский лексический фонд. Вып. 9. — М. : Наука, 1983.
Published
2015-11-30
How to Cite
Певко, Д. В. (2015). Дискурсивная метафора «здание» в древнерусской гимнографии как источник ряда устойчивых символов. The Journal of V. N. Karazin Kharkiv National University. Series “Philology”, (1152), 58-66. Retrieved from https://periodicals.karazin.ua/philology/article/view/3813
Issue
Section
Статті