Дитячі поховання з катакомб Верхньо-Салтівського археологічного комплексу (спроба статевої, вікової та соціальної інтерпретації)
Анотація
В роботі проаналізовані матеріали 85 дитячих поховань з 61 катакомб, що були досліджені на могильниках Верхньо-Салтівського археологічного комплексу (Рубіжанському, Старосалтівському некрополях, трьох ділянках могильника біля с. Верхній Салтів). Матеріали поховань показують існування у аланського населення Верхнього Салтова розподілу дітей на три групи: до 3–4 років (діти молодшого віку) 4–8/10 років (діти старшого віку) та 10–14 років (підлітки). Цей поділ знаходить своє відображення у складі інвентарю поховань дітей різних вікових груп. За своїм складом інвентар був пов’язаний зі ступенем входження дітей до соціального, суспільного та господарського життя. В усіх похованнях дітей присутні речі, котрі виконували роль амулетів-оберегів. Різна кількість таких речей в похованнях дітей однієї вікової групи пов’язана зі станом здоров’я дитини та кількості дітлахів у його родині. Інвентар поховань дітей свідчить, що в верхньосалтівській громаді присутні дві групи населення: рядові общинники та незначна за чисельністю соціальна та майнова верхівка суспільства.
Завантаження
Посилання
Грачева Г. Н. Социализация детей и подростков в традиционном обществе нганасан // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.
Аксенов В. С. Обряд обезвреживания погребенных в Верхне-Салтовском и Рубежанском катакомбных могильниках салтово-маяцкой культуры // РА. — 2002. — № 3.
Алексеенко Е. А. Ребенок и детство в культуре кетов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.
Соколова З. П. Пережитки религиозных верований у обских угров // Сборник МАЭ. — 1971. — Т. 27.
Федорова Е. Г. Ребенок в традиционной мансийской семье // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.
Бутанаев В. Я. Воспитание маленьких детей у хакасов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.
Хомич Л. В. Обычаи и обряды, связанные с детьми, у ненцев // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.
Мишина Т. Н. Социальный аспект изучения интрамуальных детских погребений (по материалам эпохи ранней бронзы телля Юнаците, Балканы) // КСИА. — 2010. — Вып. 224.
Аксенов В. С. Отчет об археологических исследованиях Верхне-Салтовского IV могильника в 1998 г. Харьков, 1999 // Архив ХИМ.
Бородулин В. Г. Отчет о раскопках Старо-Салтовского катакомбного могильника и кургана, расположенного на землях колхоза «Березовский» Харьковского района в 1982 году. Харьков, 1982 // Архив ХИМ.
Аксёнов В. С. Отчет об археологических исследованиях в 2009 г. Харьков, 2010 // Архив ХИМ.
Абрамзон С. М. Рождение и детство киргизского ребенка // Сборник МАЭ. — 1949. — Т. 12.
Чесноков Ю. В. Некоторые аспекты традиционного воспитания детей в культуре оленных чукчей и коряков // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.
Вебер-Келлерман И. Обряды жизненного цикла и социальная стратификация Семья и детство // СЭ. — 1988. — № 6.
Смирнова Я. С. Семья и семейный быт // Культура и быт народов Северного Кавказа. — М., 1968.
Васильева Г. П. Магические функции детских украшений у туркмен // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. — М., 1986.
Аксёнов В. С. Символы христианской веры в захоронениях салтово-маяцкой культуры с территории Харьковщины // Салтово-маяцька археологічна культура: проблеми та дослідження. — Х., 2013.
Бородулин В. Г., Пархоменко О. В. Отчет о раскопках Верхнесалтовского и Рубежанского катакомбных могильников, расположенных на территории колхоза «Украина» Волчанского района Харьковской области в 1987 году. Харьков, 1987 // Архив ХИМ.
Иерусалимская А. А. Кавказ на шелковом пути: Каталог временной выставки. — СПб., 1992.
Аксенов В. С. Рубежанский катакомбный могильник салтово-маяцкой культуры на Северском Донце // Донская археология. — 2001. — № 1–2.
Аксёнов В. С. Отчет об археологических исследованиях раннесредневековых памятников экспедицией Харьковского исторического музея в 2011 г. Харьков, 2012 // Архив ХИМ.
Дьяконова В. П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгиров // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.
Иванов С. В. О детских «амулетах» нанайцев // Сборник МАЭ. — 1977. — Т. 33.
Решетова И. К. Новые антропологические материалы салтово-маяцкой культуры из могильника Верхний Салтов-IV // РА. — 2012. — № 3.
Павлинская Л. Р. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.
Столба В. Ф. Бусы, подвески и амулеты: вера в сглаз у греческого и местного населения Таврики // ВДИ. — 2009. — № 2.
Троицкая А. Л. Рождение и первые годы жизни ребенка у таджиков долины Зеравшана // СЭ. — 1935. — № 6.
Усманова Э. Р., Ткачев А. А. Головной убор и его статус в погребальном обряде (по материалам андроновских погребений) // ВДИ. — 1993. — № 2.
Серебрякова М. Н. О некоторых представлениях, связанных с семейно-обрядовой практикой сельских турок // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. — М., 1980.
Хоружая М. В. Катакомбные захоронения главного Верхне-Салтовского могильника (раскопки 1984 года) // Степи Европы в эпоху средневековья. Хазарское время. — Донецк, 2009. — Т. 7.
Хоружая М. В. «Рогатые» пряжки в знаковой системе салтовского населения бассейна Северского Донца // ВХУ. — Х., 2009. — № 852: Історія. — Вип. 41.
Хоружая М. В. Попытка интерпретации погребений в дромосах катакомбных захоронений Верхне-Салтовского могильника // Восточноевропейские древности: сборник научных трудов. — Воронеж, 2012.
Хоружая М. В. Ямные захоронения Верхне-Салтовского катакомбного могильника // Проблеми дослідження пам’яток археології Східної України. Матеріали III Луганської міжнародної історико-археологічної конференції, присвяченої пам’яті С. Н. Братченка. — Луганськ, 2012.
Аксьонов В. С. Сидяче поховання з аланського катакомбного могильника біля с. Верхній Салтів // Археологічний літопис Лівобережної України. — 2003. — № 2.
Плетнева С. А. На славяно-хазарском пограничье. Дмитриевский археологический комплекс. — М., 1989.
Магометов А. Х. Семья и семейный быт осетин в прошлом и настоящем. — Орджоникидзе, 1962.
Смирнова Я. С. Изменение брачного возраста у народов Северного Кавказа за годы советской власти // СЭ. — 1973. — № 1.
Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX — начале XX века. — Л., 1988.
Балушок В. Г. Инициации древних славян (попытка реконструкции) // ЭО. — 1993. — № 4.
Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в средние века. Очерки демографической истории Франции. — М., 1991.
Афанасьев Г. Е. Система социально-маркирующих предметов в мужских погребальных комплексах донских алан // РА. — 1993. — № 4.
Афанасьев Г. Е. Донские аланы. Социальные структуры алано-ассо-буртасского населения Среднего Дона. — М., 1999.
Михеев В. К. Экономика и социальные отношения у населения Хазарского каганата (вторая половина VIII — середина X вв.: Дис. … докт. ист. наук. Харьков, 1984.
Аксенов В. С., Хоружая М. В. Катакомба № 72 Верхне-Салтовского могильника // Древности, 2005: Харьковский историко-археологический ежегодник. — Х., 2005.
Аксёнов В. С. Катакомба № 99 Верхне-Салтовского IV могильника (к вопросу распространения христианства среди салтовского населения Подонцовья) // Сугдейский сборник. — К.; Судак, 2010. — Вып. IV.
Ковалевская В. Б. Изображение коня и всадника на средневековых амулетах Северного Кавказа // Вопросы древней и средневековой археологии Восточной Европы. — М., 1978.
Аксенов В. С. Старосалтовский катакомбный могильник // Vita antigua. — 1999. — № 2.
Аксёнов В. С. Отчет об археологических исследованиях раннесредневековых памятников экспедицией Харьковского исторического музея в 2013 году. Харьков, 2014. // Архив ХИМ.