Детские погребения из катакомб Верхне-Салтовского археологического комплекса (попытка половозрастной и социальной интерпретации)

  • М. В. Хоружая
Ключевые слова: Верхне-Салтовский могильник, детские погребения, погребальный инвентарь, аланы, амулеты

Аннотация

В работе проанализированы материалы 85 детских погребений из 61 катакомбных захоронений могильников, входящих в состав Верхне-Салтовского археологического комплекса (Рубежанского, Старо-Салтовского могильников и трех участков некрополя у с. Верхний Салтов). Данные материалы показали существование у аланского населения Верхнего Салтова, как и у большинства народов мира, разделения детей на три группы: до 3–4 лет (дети младшего возраста), 4–8/10 лет (дети старшего возраста) и 10–14 лет (подростки). Это находит отражение в составе инвентаря детских захоронений разных возрастных групп, который зависел от степени включенности детей в социальную, общественную и производственную жизнь общества. Для всех детских погребений характерно присутствие вещей, выполнявших роль оберегов-амулетов. Разное количество амулетов в захоронениях детей одной возрастной группы зависело от состояния здоровья конкретного ребенка и количества детей у его родителей. Состав инвентаря детских захоронений позволяет говорить о присутствии в верхнесалтовской общине двух групп населения: рядовых общинников и незначительной по численности социальной и имущественной верхушки общества.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. — Новосибирск, 1989.

Грачева Г. Н. Социализация детей и подростков в традиционном обществе нганасан // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.

Аксенов В. С. Обряд обезвреживания погребенных в Верхне-Салтовском и Рубежанском катакомбных могильниках салтово-маяцкой культуры // РА. — 2002. — № 3.

Алексеенко Е. А. Ребенок и детство в культуре кетов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.

Соколова З. П. Пережитки религиозных верований у обских угров // Сборник МАЭ. — 1971. — Т. 27.

Федорова Е. Г. Ребенок в традиционной мансийской семье // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.

Бутанаев В. Я. Воспитание маленьких детей у хакасов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.

Хомич Л. В. Обычаи и обряды, связанные с детьми, у ненцев // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.

Мишина Т. Н. Социальный аспект изучения интрамуальных детских погребений (по материалам эпохи ранней бронзы телля Юнаците, Балканы) // КСИА. — 2010. — Вып. 224.

Аксенов В. С. Отчет об археологических исследованиях Верхне-Салтовского IV могильника в 1998 г. Харьков, 1999 // Архив ХИМ.

Бородулин В. Г. Отчет о раскопках Старо-Салтовского катакомбного могильника и кургана, расположенного на землях колхоза «Березовский» Харьковского района в 1982 году. Харьков, 1982 // Архив ХИМ.

Аксёнов В. С. Отчет об археологических исследованиях в 2009 г. Харьков, 2010 // Архив ХИМ.

Абрамзон С. М. Рождение и детство киргизского ребенка // Сборник МАЭ. — 1949. — Т. 12.

Чесноков Ю. В. Некоторые аспекты традиционного воспитания детей в культуре оленных чукчей и коряков // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.

Вебер-Келлерман И. Обряды жизненного цикла и социальная стратификация Семья и детство // СЭ. — 1988. — № 6.

Смирнова Я. С. Семья и семейный быт // Культура и быт народов Северного Кавказа. — М., 1968.

Васильева Г. П. Магические функции детских украшений у туркмен // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. — М., 1986.

Аксёнов В. С. Символы христианской веры в захоронениях салтово-маяцкой культуры с территории Харьковщины // Салтово-маяцька археологічна культура: проблеми та дослідження. — Х., 2013.

Бородулин В. Г., Пархоменко О. В. Отчет о раскопках Верхнесалтовского и Рубежанского катакомбных могильников, расположенных на территории колхоза «Украина» Волчанского района Харьковской области в 1987 году. Харьков, 1987 // Архив ХИМ.

Иерусалимская А. А. Кавказ на шелковом пути: Каталог временной выставки. — СПб., 1992.

Аксенов В. С. Рубежанский катакомбный могильник салтово-маяцкой культуры на Северском Донце // Донская археология. — 2001. — № 1–2.

Аксёнов В. С. Отчет об археологических исследованиях раннесредневековых памятников экспедицией Харьковского исторического музея в 2011 г. Харьков, 2012 // Архив ХИМ.

Дьяконова В. П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгиров // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.

Иванов С. В. О детских «амулетах» нанайцев // Сборник МАЭ. — 1977. — Т. 33.

Решетова И. К. Новые антропологические материалы салтово-маяцкой культуры из могильника Верхний Салтов-IV // РА. — 2012. — № 3.

Павлинская Л. Р. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.

Столба В. Ф. Бусы, подвески и амулеты: вера в сглаз у греческого и местного населения Таврики // ВДИ. — 2009. — № 2.

Троицкая А. Л. Рождение и первые годы жизни ребенка у таджиков долины Зеравшана // СЭ. — 1935. — № 6.

Усманова Э. Р., Ткачев А. А. Головной убор и его статус в погребальном обряде (по материалам андроновских погребений) // ВДИ. — 1993. — № 2.

Серебрякова М. Н. О некоторых представлениях, связанных с семейно-обрядовой практикой сельских турок // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. — М., 1980.

Хоружая М. В. Катакомбные захоронения главного Верхне-Салтовского могильника (раскопки 1984 года) // Степи Европы в эпоху средневековья. Хазарское время. — Донецк, 2009. — Т. 7.

Хоружая М. В. «Рогатые» пряжки в знаковой системе салтовского населения бассейна Северского Донца // ВХУ. — Х., 2009. — № 852: Історія. — Вип. 41.

Хоружая М. В. Попытка интерпретации погребений в дромосах катакомбных захоронений Верхне-Салтовского могильника // Восточноевропейские древности: сборник научных трудов. — Воронеж, 2012.

Хоружая М. В. Ямные захоронения Верхне-Салтовского катакомбного могильника // Проблеми дослідження пам’яток археології Східної України. Матеріали III Луганської міжнародної історико-археологічної конференції, присвяченої пам’яті С. Н. Братченка. — Луганськ, 2012.

Аксьонов В. С. Сидяче поховання з аланського катакомбного могильника біля с. Верхній Салтів // Археологічний літопис Лівобережної України. — 2003. — № 2.

Плетнева С. А. На славяно-хазарском пограничье. Дмитриевский археологический комплекс. — М., 1989.

Магометов А. Х. Семья и семейный быт осетин в прошлом и настоящем. — Орджоникидзе, 1962.

Смирнова Я. С. Изменение брачного возраста у народов Северного Кавказа за годы советской власти // СЭ. — 1973. — № 1.

Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX — начале XX века. — Л., 1988.

Балушок В. Г. Инициации древних славян (попытка реконструкции) // ЭО. — 1993. — № 4.

Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в средние века. Очерки демографической истории Франции. — М., 1991.

Афанасьев Г. Е. Система социально-маркирующих предметов в мужских погребальных комплексах донских алан // РА. — 1993. — № 4.

Афанасьев Г. Е. Донские аланы. Социальные структуры алано-ассо-буртасского населения Среднего Дона. — М., 1999.

Михеев В. К. Экономика и социальные отношения у населения Хазарского каганата (вторая половина VIII — середина X вв.: Дис. … докт. ист. наук. Харьков, 1984.

Аксенов В. С., Хоружая М. В. Катакомба № 72 Верхне-Салтовского могильника // Древности, 2005: Харьковский историко-археологический ежегодник. — Х., 2005.

Аксёнов В. С. Катакомба № 99 Верхне-Салтовского IV могильника (к вопросу распространения христианства среди салтовского населения Подонцовья) // Сугдейский сборник. — К.; Судак, 2010. — Вып. IV.

Ковалевская В. Б. Изображение коня и всадника на средневековых амулетах Северного Кавказа // Вопросы древней и средневековой археологии Восточной Европы. — М., 1978.

Аксенов В. С. Старосалтовский катакомбный могильник // Vita antigua. — 1999. — № 2.

Аксёнов В. С. Отчет об археологических исследованиях раннесредневековых памятников экспедицией Харьковского исторического музея в 2013 году. Харьков, 2014. // Архив ХИМ.
Опубликован
2016-12-19
Цитировано
0 статей
Как цитировать

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)